Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяТелоПитаниеПо газам! Что мы знаем о газировке

По газам! Что мы знаем о газировке


21.01.2009
0

Текст: Игорь БЫКОВ

А что это у нас пузырится в стакане?

Откуда текут лимонадные реки

Природную минеральную воду с удовольствием пили еще древние греки. А искусственную газировку, которую сейчас записывают чуть ли не во враги человечеству, изобрел известный английский химик, а по совместительству священник Джозеф Пристли в 1767 году. Произошло это едва ли не случайно. Он жил по соседству с пивоварней и, наблюдая за ее работой, заинтересовался пузырьками, выделяемыми пивом при брожении. Смекалистый Пристли поместил два контейнера с водой над варящимся пивом. Вода, таким образом, зарядилась пивным углекислым газом. Это и была первая в мире газировка. За это открытие Пристли в 1773 был вознагражден медалью Королевского Общества.

Прыткие ученые без дела не сидели, и в 1770 году шведский химик Торберн Улаф Бергман изобрел аппарат, способный делать газировку в приличных количествах, и назвал его сатуратор. Дальше инициативу перехватил немец Иоганн Якоб Швепп (давший начало знаменитому бренду Schweppe`s). Он начал промышленное производство газировки в Англии в 1790 году. Индустрия газированных напитков набирает обороты в конце XVIII века - в это время во Франции и в Англии появляется этот продукт. Причем продают его преимущественно в аптеках. Обыватели воспринимали его как недорогой заменитель целебных минеральных вод.

Газировка цветная, шипучая

Эволюция газировки продолжалась с развитием химической промышленности - в 1784 году из лимонного сока впервые выделили лимонную кислоту. В 1833 году в Англии в продаже появиляются первые газированные лимонады (название напитка lemonade - как раз и происходит от слова lemon - лимон). Родиной ароматизированной газированной воды считается США. В 1807 году ее ввел в употребление филадельфийский врач Филип Синг Физик. Он прописывал своим пациентам облагороженную сиропом газированную воду, которую изготавливал по его рецепту аптекарь.

Первая в США марка шипучки была зарегистрирована в 1871 году и называлась дико несуразно - "Потрясающий Газированный Лимонный Имбирный Эль". В России искусственные минеральные воды начали выпускать в начале XIX века в пригороде Санкт-Петербурга. Пионером в этом деле был знаменитый кондитер Излер, который выпускал сельтерскую воду (от названия немецкого источника Selters) и содовую.

Газировка от головной боли

Газировка - лекартство

В 1886 году люди впервые пробуют Coca-Cola и Dr. Pepper. Колу изобрел аптекарь Джон Пембертон, придумавший рецепт сиропа от головной боли из настойки листьев коки и орехов кола и разбавивший эту субстанцию газированной водой. Интересно, что в первый год существования напитка выручка от его продажи составила 25 баксов, в то время как на рекламу пришлось потратить 75 "зеленых". Dr. Pepper - тоже детище ученых - фармацевта Вэйда Моррисона и физика Роберта Лэзенби. Его сделали на основе вишневого сиропа. Если верить байкам, в названии шипучки увековечен военный врач, который запретил Моррисону жениться на своей дочери.

В 1898 году на свет появляется вечная соперница кока-колы - Pepsi-Cola. По одной информации, сначала это было средство от расстройства кишечника. Придумал его, как вы уже догадались, никто иной как аптекарь. На сей раз героя звали Калеб Брэдхем. Он смешал экстракт из орехов кола, ванилин и ароматические масла.

Противостояние "титанов" отразилось даже на политической арене - на приемах демократы подают кока-колу, а республиканцы поят гостей пепси.

Кстати, соперничать кола и пепси начали лишь в 1930 году. Тогда пепси бросила вызов признанной королеве шипучего рынка кока-коле. Производители пепси стали продавать свой товар дешевле и распространять его через кондитерские магазины. Доходило до того, что на детские дни рождения образцовые американские пэрэнты покупали пепси и тайком переливали ее в бутылки из-под колы. Но послевоенная инфляция сделала свое черное дело и цена на пепси подскочила, что само собой негативно отразилось на продажах. Тогда "Пепсико" сделала ставку на конкретную аудиторию - молодежь (в то время как кока-кола позиционируется как массовый, универсальный напиток), а потом и выпустила более дешевую диетическую колу, чем наповал сразила женскую аудиторию. Противостояние "титанов" отразилось даже на политической арене - на приемах демократы подают кока-колу, а республиканцы поят гостей пепси.

В начале XX века на рынке появляются и другие разновидности пузыристых напитков.


Кому война, а кому кока-кола

Около-политическая реклама для Coca-cola

Первая мировая война принесла дефицит сахара, который фактически парализовал производство газировки. Правительство США признало шипучку не важным для обеспечения здорового питания американцев продуктом. Зато во время Второй мировой в рацион американских солдат были включены газированные напитки. Если верить автору книги "За Бога, Страну и Кока-Колу" Марку Пендерграсту, у американских солдат на фронте могли быть проблемы с патронами и бинтами, но никогда не было перебоев с кока-колой.

Толчок развитию газировочной промышленности дал американский "сухой закон" (1920-1933 годы) - янки пришлось перейти с традиционного виски на более безобидное пойло. Великая депрессия, начавшаяся в 1929 году, выкосила ряды производителей шипучки.

1950-е годы стали началом эры "здоровых" напитков. Началось с того, что калорийный и неприемлемый для определенных категорий больных сахар стали заменять искусственными подсластителями. В 1952 году появился первый лимонад для диабетиков, где сахар заменили сахарином.

В 1960 году на рынок выходит принципиально новый класс напитков - "спортивные". Первым в этой нише стал Gatorade, рецепт которого разработал Университет Флориды по заказу тренеров университетской футбольной команды, называвшейся Gator. Он был без газа и содержал витамины и другие полезные вещества. В 1980-е годы появились напитки, не содержащие кофеина, и полная их противоположность - газировка с зашкаливающим кофеином. В 1990-е годы появилось логическое продолжение - "энергетические напитки" (пионером стал Red Bull), содержащие лошадиные дозы кофеина и прочих стимуляторов. В 80-е производители начали массово использовать аспартам (под маркой Nutra-Sweet), а в конце 1990-х годов - сукралозу (под маркой Splenda).

Ядовитые пузырьки

Всем знакомые баночки

Если верить большинству исследований на тему газировки - от нее никакой пользы, а один вред. Претензии у медиков есть практически ко всем компонентам злосчастной шипучки - к сахару (и искусственным подсластителям), углекислому газу, кислоте, кофеину и даже к таре.

Итак, зловредный сахар мало того что способствует появлению кариеса, он еще и может привести к ожирению (организм хорошо накапливает легкие углеводы) и сахарному диабету. По подсчетам диетологов, в банке (0,33) пепси содержится восемь кусочков сахара, в коке - 6,5, а в "Саянах" - 5,5. Примерно у 25% населения планеты поступление сахара в кровь вызывает увеличение концентрации триглицеридов в организме, которых можно назвать лучшими друзьями атеросклероза.

Напитки с аспартамом и другими подсластителями не утоляют жажду, да к тому же увеличивают аппетит.

Подсластители не менее коварны, правда, несут угрозу с другой стороны. Больше всего медики клеймят аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, может вызвать аллергию, болезни желудка, нарушение работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Напитки с аспартамом и другими подсластителями не утоляют жажду, да к тому же увеличивают аппетит.

Кислота разъедает эмаль зубов, правда, ее в пузырьковой воде не так много. Гораздо хуже, если в напитке есть ортофосфорная кислота: она помогает вымывать кальций из костей, что делает их ломкими (остеопороз). Ученые подсчитали, что у детей, злоупотребляющих такой газировкой, шансы сломать ногу в три раза выше. Диетологи считают, что газированная вода вытеснила из рациона молодежи молоко - главного поставщика кальция организму. Так, в 70-е годы подростки потребляли молока вдвое больше, чем газировки, сейчас все с точностью до наоборот. Есть мнение, что фосфорная кислота, используемая как подкислитель, способствует образованию камней в почках.  

Углекислый газ сам по себе безобиден, но возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму и обострению хронических заболеваний желудка. Кофеин может вызвать интоксикацию (что чревато возбуждением, бессонницей, желудочными болями, судорогами, тахикардией) и даже зависимость. Кроме того, он помогает организму терять кальций. В 0,33 банке колы 45,6 миллиграммов кофеина, пепси - 37,2, "Маунтин Дью" - 55, а "Доктор Пеппер" - 39,6.

Но это еще не все - содержащиеся в шипучей воде искусственные красители могут вызвать аллергию. Газированную воду не стоит пить детям до трех лет и людям с хроническими болячками (аллергия, избыточный вес, гастрит, язвенная болезнь, колит и прочие).

Несмотря на всю эту кучу побочных эффектов, в США среди безалкогольных напитков на первом месте по-прежнему остается традиционная газировка - она занимает 73% от общего объема продаж, на втором месте - негазированные сладкие напитки (13,7%), на третьем - бутилированная вода (13,2%). Оборот этого рынка примерно оценивается в 278 миллиардов долларов в год.

Кстати

Газировка - объект культа. Постарались рекламщики

Пару лет назад сиэтлская корпорация Jones Soda вывела на рынок серию газированной воды с весьма экзотическими вкусами - рыбы тако, лосося, зеленого горошка, индейки под соусом, обеденной булочки, сладкого картофеля, а также вареной брокколи, початковой кукурузы и брюссельской капусты. Последние вкусы самые популярные в линейке. Директор Jones Soda Петер ван Штолк уверяет, что их коллекции раскупаются очень быстро. "Это выше моего понимания, почему люди берут эту гадость. Лично я не смог бы выпить и одной бутылки" - заявляет ван Штолк.

В логотипе колы в разное время видели нюхающего кокаин человека, антиисламское послание ("Нет Мохаммеду, нет Мекке" якобы можно прочесть на бутылке, если отразить надпись в зеркале).

Когда в 20-е годы кока-кола появилась в Китае, ее названию долго не могли подобрать иероглифы. В китайском языке около 200 знаков, которые звучат примерно как "ко-ка-ко-ла". Из-за такого многообразия на магазинчиках появлялись надписи в переводе означавшие "укуси воскового головастика" или "кобыла, скрепленная воском". В конце концов компания остановилась на иероглифе "лер", означающем веселье. С тех пор, "кока-кола" звучит для китайца как "повеселись". В логотипе колы в разное время видели нюхающего кокаин человека, антиисламское послание ("Нет Мохаммеду, нет Мекке" якобы можно прочесть на бутылке, если отразить надпись в зеркале). Ни то ни другое не нашло подтверждения.

В Японии существуют 7000 видов газировок, и каждый год выпускаются сотни новых. В обезьяннике токийского зоопарка не так давно установили автомат по продаже газировки. Шимпанзе раздали монетки в 10 йен, и очень скоро они выстроились в очередь за вожделенной шипучкой.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0




 
 
 


счетчик калорий

Сделал тело - гуляй смело!
эксперт по фитнесу
Сергей Смирнов
126    Респектов:182

Верни девушке первоначальный облик