Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург

ГлавнаяТелоБоевые искусстваПотанцуем? Мордобой на бразильских пляжах

Потанцуем? Мордобой на бразильских пляжах


24.07.2018
0

Текст: Евгений ЛАНКИН

Танец всегда был тесно связан с практикой боевых искусств. Во многих культурах именно пляски использовали для физической и технической подготовки молодых воинов. Ведь в таком танце есть все, что для этого нужно, - специальные движения, смена дыхательного ритма, взаимодействие в группе и порой даже работа с оружием. Но в большинстве своем подобные методы подготовки остались в далеком прошлом. Доморощенные попытки найти вселенский смысл в "присядке" не в счет. Пожалуй, единственным самобытным танцем-боем сегодня является  капоэйра.

Откуда ноги растут…

Споры, откуда взялась капоэйра и почему она именно такая, какая есть, не утихают до сих пор. Одни историки БИ ищут ее корни в африканском обряде инициации "N golo" (танец зебр), другие в поисках истоков обращаются к коренному населению Бразилии - индейцам. Но как бы то ни было, капоэйра стоит особняком среди многочисленных местечковых стилей Африки и Америки.

В подавляющем большинстве изобретенных человечеством методов боя основная ставка делается на удары руками и борцовские элементы. Ноги , как правило, ходят, а уже потом бьют. Но есть и исключения - французский сават, некоторые китайские стили, корейская система тэккен. Ну, и капоэйра. В этих системах основной акцент делается как раз на различные удары ногами. Но если сават специализируется на действиях не выше уровня пояса, а тэккен, наоборот, на поражении головы, то в капоэйре особое внимание уделяется сложным акробатическим элементам. А глубоко в базе лежит именно танец.

Злачные районы Рио

Капоэйра развивалась вначале в среде негров-рабов, прячась за все тот же танец - часть ритуальных действий, что была разрешена невольникам в редкие выходные и праздничные дни. После принятия в 1888 году так называемого "Золотого закона", отменившего рабство в Бразилии, капоэйра шагнула в пространство беднейших городских кварталов. Нарождающиеся криминальные группировки с распростертыми объятиями приняли в свои ряды закаленных бойцов. Не удивительно, что уже через два года в первом же Уголовном уложении Бразильской республики занятия капоэйрой были запрещены.

В те времена эта система была далека от сегодняшних акробатических плясок. Ведь демонстрировать уровень своего мастерства бойцам приходилось не на ринге, а в темных переулках, в грязных притонах, в портовых складах. Зачастую правило было одно – "нет никаких правил", а проигравший становился калекой или мертвецом капоэйра. Поэтому в ход шли не только ноги, но и кастеты, дубинки, опасные бритвы, ножи. И наверняка не было никакого музыкального сопровождения боев, без которого сегодня капоэйра просто немыслима.

Порой столкновения капоэйристов с законом приобретали характер настоящей войны. Так, пик гонений на бойцов-бандитов в Рио пришелся на 20-е годы прошлого столетия. Для этого властями был снаряжен настоящий "инквизитор" - Пердита де Азаведа Гордилья, который при помощи кавалерийского эскадрона произвел "чистку" в рядах капоэйристов северо-восточных штатов.

Время титанов

Пока бойцы Рио-де-Жанейро проливали свою и чужую кровь в криминальных разборках и драках с солдатами, их коллеги из штата Баия работали над изменением самой капоэйры, пытаясь превратить ее из грубого мордобоя в спорт, ритуал, искусство. Именно благодаря их усилиям эта самобытная боевая традиция дошла до наших дней и стала такой, какой мы ее видим сегодня в многочисленных клубах и секциях. Все это было бы невозможно, если бы в нужное время и в нужном месте не появились два действительно великих мастера.

Первый из них, Мануэль душ Рейш Машаду, больше известный как местре Бимба, стал основателем и духовным вдохновителем нового стиля - "Luta Regional Baiana" ("Региональное боевое искусство Баии"), или просто - "Capoeira Regional". Начав свое обучение капоэйре в 12 лет, Бимба не стал замыкаться в ее узких рамках. Он брал уроки бокса, греко-римской борьбы, дзю-дзюцу и всегда выступал за гибкий подход к техническому арсеналу. Всю свою жизнь мастер посвятил любимому искусству боя. Он и его ученики колесили по стране, демонстрируя техническое и тактическое превосходство новой капоэйры.

Благодаря Бимбе, всегда ратовавшему за возрождение национальной культуры, в систему стали вводить музыкальное сопровождение - игру на барабанах и примитивном однострунном инструменте "баримбау" капоэйра. В результате усилий основателя "Capoeira Regional" она даже властями была признана одним из приоритетных национальных видов спорта. Впрочем, признание не сделало Бимбу счастливым и богатым. Он умер в ужасающей нищете вдали от родного города.

Вторым титаном капоэйры стал Висенте Ферейра Паштинья. В рамках своей школы "Академия капоэйры Ангола" он боролся за сохранение изначальных традиций. В его стиле было гораздо меньше умопомрачительных акробатических элементов. Бой ведется на самом "нижнем" уровне, да и сам ритм поединка был гораздо медленнее, чем в "Capoeira Regional". Судьба этого мастера, несмотря на совершенно иной подход к капойэре, повторяет путь его конкурента Бимбы - он умер, покинутый учениками, уже почти ослепший, в гнетущей бедности.

Древние черные боги

 

Как и любое серьезное боевое искусство, капоэйра не могла обойтись без собственной философии. И если для европейских систем фундаментом стали точные науки, а для восточных - буддизм и даосизм, то бразильские бойцы «выбрали» для этих целей свою родную религию - кимбанду. Это одно из мистических направлений многоликого конгломерата афро-бразильских верований (умбанда, кандобле, макумба и др.), возникшего на стыке африканского и индейского шаманизма, католицизма, спиритизма и восточных учений. Ближайшим аналогом является, пожалуй, тот афро-карибский микст, который сегодня известен под именем Вуду.

Последователи кимбанды поклоняются сонму божеств под общим названием ориша, отвечающих за различные стороны жизни человека. Одним из основных ритуалов является общее собрание верующих, сопровождающееся музыкой, танцами и жертвоприношениями. Во время этого богослужения духи кимбанды вселяются в верующих - участвуют в общем празднике, дают советы, предсказывают будущее, исцеляют.

Долгое время кимбанда находилась под официальным запретом. И даже когда период гонений закончился, она, в отличие, к примеру, от умбанды, которую исповедовал в основном средний класс, стала прибежищем беднейших слоев населения, магической поддержкой для борцов с социальной несправедливостью.

Капоэйра как она есть…

Сегодня капоэйра - это набор стилей, объединенных в общую федерацию. Зачастую манера исполнения приемов и тактические методы ведения схватки меняются от секции к секции в зависимости от предпочтений того или иного мастера. Для многих капоэйра остается лишь красочным шоу, веселым танцем или очередной формой псевдобоевого фитнеса наподобие тайбо или европеизированного тай-цзи Ян. А «населяют» большинство клубов девушки, потому что сегодня это модно.

Тем не менее многие специалисты по боевым искусствам не прошли мимо этой системы. Еще бы! Ведь здесь присутствуют многочисленные акробатические элементы, пусть и не имеющие чисто прикладного смысла, но дающие великолепное чувство тела. К тому же в капойэре содержится арсенал действий на нижнем уровне и ударов ногами с опорой на землю - то, чего порой не хватает в системах спортивного каратэ, ушу и кик-боксинга. То есть при желании мастер традиционных единоборств может обогатить свою технику за счет неожиданных подходов и приемов.

Это и многое другое является залогом жизнеспособности и постоянного развития капоэйры. И любой, кто захочет попробовать свои силы в этом самобытном искусстве боя, найдет здесь то, что ищет. Кто-то - практические умения, кто-то - развитие тела, кто-то - древнюю магическую традицию, а кто-то - просто интересную тусовку. Ведь капоэйра, как и любое настоящее боевое искусство, многолика, как сама жизнь.

 

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0



 
 
 


Сделал тело - гуляй смело!
эксперт по фитнесу
Сергей Смирнов
126    Респектов:182