Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяТелоБоевые искусстваДраки в кино. Эволюция мордобоя

Драки в кино. Эволюция мордобоя


20.05.2009
0

Текст: Евгений ЛАНКИН

Что скрывать, многие из нас впервые вступили в мир боевых искусств буквально из кинозала. Помню, как в конце 80-х мы всем двором отправились в местную секцию каратэ буквально на следующий день после просмотра (тогда дело происходило в видеосалонах) фильма "Око за око" с Чаком Норрисом в главной роли. С тех пор на экранах сменилось не одно поколение героев, владеющих боевыми искусствами. Брюс Ли, Ван Дамм, Стивен Сигал, Джет Ли… И сегодняшний киномордобой весьма далек от того примитивного ногомашества, что царило в кино еще каких-то 15 лет назад.

Китайские танцы

Где началось все это "кино-кун-фу"? Конечно же, в Азии. И безусловным лидером здесь являлся Гонконг, штамповавший боевики о кун-фу по нескольку десятков в год. В большинстве своем все эти "Молодые мастера" и "Змеи в тени орла" были далеко не самого высокого художественного качества. Но именно китайцы привнесли в боевые сцены ту непрерывность балета (а, точнее, китайской оперы), которая восхищает нас до сих пор. Американские ленты тех лет этим похвастаться не могли - так, пара плюх кулаком в морду. Да и не снимали западные режиссеры тогда фильмов, где главным действующим лицом был носитель боевых искусств. Бокс не в счет. Все-таки фильмы о нем - это фильмы о спорте.

В чем же секрет зрелищности китайских кинопоединков? Ведь даже у японцев так не выходило. Когда на советские экраны вышел сделанный в Стране восходящего солнца фильм "Обреченный на одиночество" (1975 года издания) о жизни основателя кекусинкай-каратэ Масутацу Оямы, смотрелась картина крайне вяло и неубедительно. Все дело в том, что в китайских боевых искусствах испокон веков существуют так называемые парные тао (или ката, если вы предпочитаете терминологию каратэ) - дуэлянь. Во время их выполнения бойцы становятся друг напротив друга и в полный контакт отрабатывают заранее определенные атаки и защиты. Именно это учебное упражнение и позволяет создавать плавные переходы одного движения в другое и нарабатывать продолжительные связки приемов. Перенести данную практику в кинематограф было легче легкого - достаточно лишь подогнать к условиям того или иного сценария.

И пришел Брюс…


признанный мастер драки в кино

Так бы китайцы и выделывали свои замысловатые вензеля руками и ногами, если бы в мировой кинематограф не ворвался этот бешеный человек. Брюс Ли всегда декларировал свой разрыв с канонами традиционного кун-фу и, по-большему счету, арсенал своей собственной системы джиткундо собирал по крупицам из различных школ и направлений. Сегодня специалисты находят в ней элементы бокса, тэквондо, вольной борьбы и даже филиппинского арниса. Но именно Брюс стал для многих визитной карточкой и даже флагом боевых искусств Китая. Естественно, он не мог не изменить образ кинематографических поединков.

Знаменитая сцена поединка Брюса с Чаком Норрисом из фильма "Путь дракона".

Впрочем, почти во всех фильмах его герой демонстрирует весьма скудный арсенал технических действий - в основном одиночные удары на опережение. Исключение составляет последний доведенный до конца ("Смертельная игра" не в счет, ее собирали по кускам уже после смерти Брюса) фильм "Остров дракона" (1973 г.). Здесь он демонстрирует порой просто чудеса техники, которые с удивлением смотришь и сегодня. Взять хотя бы сцену поединка с угрюмым телохранителем в исполнении Боба Уола. Тем не менее сейчас каноны поменялись. В моду вошла съемка, где дерущиеся помещались в один кадр, активнее стал применяться монтаж со сменой планов, да и сами сцены стали динамичнее. А главное, зритель при этом может не напрягаясь разобрать, что же там вытворяет с противником главный герой.


Жан-Клод Ван Дамм - щас всем как дам!


Драки в кино позолили этому актеру обрести мировую популярность

Жанр продолжал развиваться, подарив нам таких чудесных персонажей, как Чак Норрис, Бени Уркидес и Джеки Чан. Последний, кстати, продолжил традицию китайского кинематографа, демонстрируя все тот же непрерывный подвижный и умопомрачительный стиль. Очередной прорыв произошел в 1986 году, когда на экраны вышел фильм "Не отступать и не сдаваться!". В роли злодея – русского чемпиона по каратэ Ивана Грозного снялся мало кому тогда известный Жан-Клод Ван Дамм. Новая манера киномордобоя произвела фурор. Главный шок был оттого, что персонаж Ван Дамма демонстрировал не только суровый взгляд, но и весьма интересную технику. А уж пугающую растяжку…

И снова ключом к успеху стала особенность самого актера. Дело в том, что Ван Дамм именно как спортсмен-каратист зарекомендовал себя не очень высоко. Зато за его плечами была балетная школа. А ведь известно, что человек, с детства посвятивший себя балету, по физическим кондициям оставит далеко позади не одного мастера боевых искусств. Отсюда и эта любовь к высоким ударам ногами, четкое и визуально красивое их исполнение. Отсюда и активное использование в монтаже эпизодов схваток "замедленнок" и повторов - чтобы зритель успел насладиться. Ван Дамм породил массу эпигонов, и кино про кун-фу теперь стали снимать именно так. "Кровавый спорт" и "Кикбоксер" лишь закрепили эту модель.

В поисках экзотики


Стивен Сигал

Шло время, и продюсеры осознали тот факт, что одной лишь растяжки для героя боевика с кун-фу, пожалуй, маловато. Зрителям быстро приелась немного заторможенная вандаммовская манера. Начались поиски более зрелищных видов боевых искусств. Конечно, в области экзотики. Ведь и ушу, и каратэ, и тэквондо к тому моменту уже были широко распространены и знакомы зрителям.

Это сейчас нам кажется, что айкидо - один из самых распространенных и известных видов боевых искусств. Но когда в 1990-м году на экраны вышел первый фильм с участием Стивена Сигала "Смерти вопреки", он казался совершенной экзотикой. "Брат-близнец" Чака Норриса, который тоже "никогда не плачет", Сигал в своих первых фильмах демонстрировал очень интересную и необычную технику. Каскад коротких ударов, молниеносные заломы. Жестко и страшно. Конечно, молодежь тут же ломанулась на поиски секций айкидо. Нашла. Только оказалось, что преподают там нечто, весьма отдаленно напоминающее стиль Сигала. Уже позже мы узнали, что его манера сформировалась не только под влиянием айкидо, но и некоторых китайских и филиппинских школ.

Не забыли продюсеры и корейского родственника айкидо - хапкидо. Главное отличие оного (ведь основатели обоих направлений проходили обучение в одной и той же школе Дайто-рю-айки-дзюцу) - в присутствии в арсенале типично корейских высоких ударов ногами. Самым знаменитым кинопредставителем хапкидо стал Уэсли Снайпс. Особенно ярко продемонстрировавший свои навыки в фильме "Разрушитель" (1993 год).

Филиппинский прорыв

Китайская эпоха драки в кино

В новом веке к кинодракам сложился новый подход. Конечно, и "китайский стиль" нет-нет да проскользнет на экраны. Оно и неудивительно. Джеки Чан все еще жив и снимается. К тому же появился такой талантливый актер и спортсмен, как Джет Ли, демонстрирующий в фильмах настоящие чудеса. Но все-таки все чаще мы видим, как главные герои во время мордобоя используют какой-то стиль, отличающийся динамичностью и простотой. Град коротких ударов, жесткие пинки не выше пояса, заломы, броски и опрокидывания. Этот стиль можно встретить во многих боевиках последнего времени - "Казино рояль", трилогия о похождениях амнезийного Борна, "Заложница" с Нисоном, даже в фильме "Я робот" кибернетический герой, мордуя своих злобных собратьев, применяет похожую технику.

Что же это? Это кали. Еще оно называется арнис и эскима. Филиппинская система боя, возникшая под влиянием испанской школы фехтования. В основе ее - техники владения холодным оружием, но и рукопашку они не забывают. Вот именно так она и выглядит. Вообще филиппинские стили вошли в моду у американцев еще несколько десятков лет назад. Даже современные армейские руководства по рукопашному бою создаются на их основе (посмотреть одно из них можно здесь ). Так что внедрение кали в кинопрактику стало событием предсказуемым.

Что же дальше?

Каким будет новый виток киномордобоя? Скорее всего, поиски продолжатся в "экзотическом" направлении. Это могут быть авторские стили, коих сейчас расплодилось видимо-невидимо по всему свету. И примеры их использования в кино уже есть: в фильме "Бэтмен. Начало" в постановке боевых сцен была задействована система братьев Кейси. А может Голливуд обратит свои взоры и на российские боевые искусства. Не даром же в одной из последних книг знаменитого американского фантаста Уильяма Гибсона "Распознавание образов" промелькнула система Кадочникова. Так что, ждем экранизации.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0


      Комментариев к статье "Драки в кино. Эволюция мордобоя" (1):

Гость
Гость  16.11.2011 21:13:50
обалдеть,благодаря этой статье я узнал как называется стиль боя Борна и особо "Заложници"так поразившие меня своей реалистичностью! Автору респект!!!
   Ссылка на комментарий



 
 
 


счетчик калорий

Сделал тело - гуляй смело!
эксперт по фитнесу
Сергей Смирнов
126    Респектов:182

Верни девушке первоначальный облик