Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяТелоБоевые искусстваБоевые искусства. Пространство мифа

Боевые искусства. Пространство мифа


29.06.2009
0

Текст: Евгений ЛАНКИН

Когда я впервые пришел тренироваться в школьный спортзал, где открылась очередная секция каратэ, то искренне верил в маленькое чудо, которое сотворит со мной, неумелым и рыхлым, угрюмый сэнсей, что встречал нас на входе. Китайский кинематограф, входивший тогда в моду, голливудские фильмы, байки друзей и знакомых - все это сформировало притягательную картину моего будущего триумфа над гипотетическими обидчиками и своими слабостями. Так я оказался в том пространстве мифа, что сопровождает боевые искусства вот уже не один десяток лет

Миф как основа истории

Боевые искусства существуют уже не одно столетие. Начав свой путь как сугубо утилитарные или, наоборот, религиозно-ритуализированные системы боя, в веке нынешнем они постепенно превращаются в приятное времяпрепровождение или еще одну разновидность фитнеса . Боевые искусства стали сферой услуг с огромным перечнем предлагаемых сопутствующих товаров. А раз есть товар, то его нужно продавать. И пусть изначально перед создателями современных систем стояла вполне благородная задача, необходимость занять нишу в структуре мировых боевых искусств диктует свои требования.

Чтобы продвигать продукт на рынке, необходимо то, что нынче принято называть пиаром (PR). И главным таким средством стала тотальная мифологизация истории боевых искусств. За примерами далеко ходить не нужно. Дзюдо - один из немногих видов боевых искусств, сумевший добиться олимпийской прописки. Именно на его волне в нашу повседневность позже органично вошли другие восточные системы и школы. В свое время именно дзюдо воспринималось как искусство самурайское и традиционно японское. А на деле?

Сам Дзигаро Кано принадлежал как раз к той плеяде японских политиков, которые видели будущее своей страны в приятии европейских ценностей. Поэтому, работая над своей системой, он опирался в первую очередь на достижения западной медицины и физической культуры. И, скорее всего, именно в этом и состоит секрет популярности дзюдо. А ведь на его основе были созданы почти все армейские руководства по рукопашному бою, увидевшие свет в ХХ веке. Вообще вопрос об истоках - самый мифологизированный аспект боевых искусств.

В поисках корней

Какой вид "мордобоя" ни возьми, обязательно наткнешься на утверждения о том, что его история уходит корнями в седую древность. Зачастую древность эта самая меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. Та же система Кадочникова, икона так называемых русских стилей, в разные времена позиционировалась то как секретная разработка советских разведчиков, то как наследие офицеров царской армии, то как часть подготовки казачьих войск. В данном качестве система даже удостоилась упоминания в последнем романе классика современной фантастики Уильяма Гибсона "Распознавание образов", став единственной отечественной школой, "засветившейся" на мировом уровне.

Даже бокс, обыкновенный английский бокс, всем привычный и знакомый, не избежал мифологизации истоков. В большинстве отечественных руководств история бокса напрямую возводится к Древней Греции. Хотя сам он в том виде, в котором мы знаем его сегодня, сформировался только в XIX веке. Именно тогда были введены перчатки, позволившие боксу из "гладиаторских" игрищ превратиться в развитый и интересный спорт, который до сих пор считается одним из лучших методов подготовки к реальному столкновению. И подобных фактов в истории боевых искусств предостаточно.

Ради чего, собственно, весь сыр бор?

Тут возникает вполне прогнозируемый вопрос - для чего же создатели и последователи так упорно городят эти самые мифы? Все очень просто. Как писал в свое время Карл Маркс, в споре о высоких материях ищи бутерброд. Вот этот самый бутерброд, а точнее - возможность на него заработать, и лежит в основе мифотворчества в БИ. Если ты как потенциальный продавец товара с названием "боевые искусства" сумеешь придумать ему внятную историю, то это снимет множество возможных вопросов, главный из которых - насколько система эффективна, насколько проверена на практике?

Ведь если посмотреть на историю, различным школам боевых искусств, независимо от «страны-изготовителя», всегда приходилось на деле доказывать свое право на существование. И на кону стояли не денежные поступления или положение в некой социальной иерархии, а сама жизнь. Во второй половине века двадцатого все изменилось.

Боевые искусства перестали быть оружием, последним аргументом в споре за выживание. И для того чтобы привлечь людей в залы, понадобились совсем иные стимулы. Ведь обычному человеку, пришедшему на тренировку, так приятно чувствовать себя причастным к традиции, уходящей корнями в древность. Вот создатели и продолжатели различных систем и предоставляют ему такую возможность.

Но если с восточными школами все еще более-менее понятно, то у "отечественного производителя" царит полный исторический хаос. Ввиду того, что для развития российским боевым искусствам очень нужен государственный заказ, их пропагандисты мечутся из одной крайности в другую. То пытаются примкнуть к православию, то ищут себя в тайнах советского КГБ, то идут в язычество. Все эти колебания полностью соответствуют изменению государственных приоритетов в области поиска национальной идеи и к собственно боевым искусствам не имеют вообще никакого отношения.

Часть культуры

Миф настолько прочно вошел в саму систему боевых искусств, что стал одним из основных стимулов для многих людей, приходящих в залы, чтобы стать сильнее, быстрее, мудрее, чтобы прикоснуться к традиции, почувствовать себя ее частью. Ведь боевые искусства - это не только умение сильно бить кулаком между глаз соперника. Поэтому именно традиционность привлекает "адептов" больше всего.

А желание драться? Оно обычно проходит годам эдак к 25. И основной костяк любителей единоборств составляют как раз те, кто уже миновал этот рубеж. Недаром признанный современный авторитет в боевых искусствах Юрий Сенчуков в своих статьях неоднократно сетовал, что, делая акцент в тренировках на жесткий контакт с первых шагов, учитель сам выбивает у себя из-под ног материальную базу своей секции: "Да, конечно, таким образом можно отобрать самых самоотверженных и стойких, с настоящим бойцовским характером - только их обычно остается человек пять-шесть. На их деньги даже зал не снимешь".

На историческую мифологию боевых искусств работают сегодня не только сами учителя: она давно стала частью нашей культуры. И нам, простым ученикам, или тем, кто только задумывается над выбором школы, неплохо было бы знать, чего мы сами хотим получить от боевых искусств. А для того чтобы лучше ориентироваться во всем этом безбрежном многообразии направлений и стилей, важно оставить в стороне мифы и обратиться к реальности. Ведь в истории БИ и без этого есть масса интереснейших фактов.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0




 
 
 


счетчик калорий

Сделал тело - гуляй смело!
эксперт по фитнесу
Сергей Смирнов
126    Респектов:182

Верни девушке первоначальный облик