Общение Рассылка
 

День радио: по ту сторону приёмника

 
Сергей Стиллавин 
В этот день 115 лет назад профессор Попов, симпатизировавший революционно настроенным студентам, сам произвёл революцию - продемонстрировал первый радиоприёмник, который назвал "грозоотметчиком": гроза в то время служила единственной "радиостанцией", а через приёмник электромагнитные отголоски мощных небесных разрядов можно было отчётливо услышать. Сегодня мы стоим на пороге очередной технологической революции в радио - совсем скоро начнётся цифровая эра, когда не только фантастически увеличится количество каналов, но и возникнет реальная интерактивность - например, слушатель сможет сам подбирать музыкальный контент. Конечно, это будет уже не совсем радио в привычном смысле - мы получим неслыханное переплетение технологий, но сама форма - звук без изображения - несомненно, останется.



Как выглядит радио изнутри, сегодня, к сожалению, знает каждый - ну, по крайней мере, абсолютно любой, кто хочет это узнать. Радио показывают по телеку, оно само транслирует себя в интернете - и это уничтожает магию, которая есть в голосе из приёмника. Я прекрасно помню время, когда получал письма - гневные или с "респектами", в которых слушатели описывали, какими они представляли себе ведущих: практически никогда образы, возникающие у людей, не соответствовали реальности, но тут важно другое. Главный прикол заключается в том, что портрет радиоведущего зависит не только от тембра его голоса, но и - в большей степени! - от информации, которую голос озвучивает, и от манеры подачи. Градация примерно такая: серьёзная (скажем, экономическая) тема - слушателю видится высокий, темноволосый, взрослый и стройный ведущий, несерьёзная - приземистый, пухлый, молодой. Причём владельцем голоса может быть один и тот же человек!

Практически в 100% случаев человек, которого вы только слушали, но не видели, при первой "визуализации" шокирует - вы непременно представляли его другим. Этот парадокс касается и мужчин, и женщин. А иногда случается, что голос и внешность ведущего не хотят состыковываться в сознании даже после того, как внешность его засвечена десятки раз - и самым свежим примером тут является наш друг Рустам Вахидов, чей голос завораживает дам, но никак не вяжется со своим источником. И дело тут не в категории "лучше-хуже", а просто в том, что голос, который нравится, на подсознательном уровне рождает образы тех людей, которые внешне наиболее приятны конкретно вам. Грубо говоря, если, скажем, нравятся вам по жизни усатые, то человек, чей голос из приёмника вам кажется родным, красивым, сексуальным, непременно будет представляться усатым.

Впрочем, восприятие голоса женщиной - это отдельная тема, о которой стоит поговорить всерьёз позже. Упомяну лишь один попутный курьёз: если женщина любит ушами и способна конкретно завестись от разговора, а мужчины предпочитают картинку, то на каком принципе основана услуга "секс по телефону"? smile:) Но это так - лишь штрих к размышлению.

Хотел бы сказать буквально пару слов тем, кому хочется работать на радио - или кому кажется, что такое желание у него есть. Я хорошо помню, как впервые оказался в студии и как приятно удивился тому, насколько внутренний мир радио отличается от продукта - от передач в эфире. Да, мне всё здесь понравилось, заворожило, показалось чем-то очень моим, но оказался я внутри в силу цепи случайностей - я не рвался туда с целью делать свою программу, я вообще не думал о радио как о работе. Меня просто пригласили как слушателя пару часов провести в компании с любимыми ведущими - и только после этого какая-то лёгкая идея зародилась во мне. Нет, даже не идея, а чувство, что радио мне близко по энергетике, по духу. Прошло несколько лет, прежде, чем я оказался на станции как журналист, работающий совершенно бескорыстно - потому что хотелось работать именно тут.

И молодым ребятам, которые думают о радио всерьёз, посоветую честно ответить на вопрос: почему вам хочется там работать? В принципе, это самый важный вопрос при выборе любой профессии, ведь очень часто сама работа путается с её последствиями - деньгами, известностью и т.д. и т.п. Думать такими категориями о любой профессии - это всё равно, что полагать, будто возможно "работать миллионером", когда действительно есть богатые люди, есть их сверхдоходы, есть видимая и крайне роскошная жизнь, но нет ни капли понимания, как именно человек этот миллионером стал! Так что первая задача - посмотреть своими глазами, как делается радио, почувствовать этот процесс, понять его, увидеть в нём свою роль.

Вторая ступень - осознать, насколько ограничены средства выражения радиоведущего и насколько велико внимание аудитории буквально к каждому звуку твоего голоса. Это заставляет тебя жесточайше контролировать речь и при этом раскрашивать её как литературно, так и эмоционально, артистически.

Третья ступень - готовность к рутине, то есть день за днём делать как бы "одно и то же", но таким образом, чтобы никто не сказал: блин, вчера (месяц назад, год) это уже было! Тут есть большая сложность: слушатель хочет включить приёмник и получить в данный момент того самого ведущего, ради которого он включал радио вчера или год назад - слушатель ожидает, что ему дадут именно то, чего он хочет, на что рассчитывает. Точно так же вы покупаете водку: вы хотите жахнуть 200 грамм и получить именно тот эффект, который получили вчера от точно таких же 200-т грамм! smile:) Поэтому в каждый момент эфирного времени ты должен быть таким, к какому привык твой слушатель - независимо от твоего личного настроения, самочувствия и прочего. Всё это никого не волнует, кроме тебя. Но во время эфира это не должно волновать вообще никого - включая и тебя самого.

И наконец, четвёртая тема - это жизненный опыт, эрудиция, знания и бла-бла-бла в том же духе. На радио ты общаешься с людьми, ты им что-то рассказываешь - и чтобы что-то рассказать, это "что-то" сперва нужно узнать самому. Часто не просто узнать, но и сопоставить с тем, что уже было и, быть может, будет. И здесь от вопроса возраста никуда не деться: жизненный опыт приобретается только с годами, и если тебе всего лишь 17, то рассказать ты сможешь немного. Но есть плюс: никто не молодеет, а значит, опыт постоянно увеличивается! smile:)

Я не перечисляю все нюансы - получилась бы узконаправленная лекция, в которой нет нужды в публичном пространстве, но в день радио дать хотя бы общие советы - мой долг. Наверное, у каждого поколения работников моей сферы есть свои, особенные замечания по нашей теме разговора - кто-то заострит внимание на культуре речи, а для кого-то интерактивность программы, реакция слушателей не является главной задачей (например, для новостников), но в целом, я надеюсь, принципы изложены общие для всей радиоиндустрии.

И вот ещё что нужно учесть: радио - это не только голоса ведущих! Это ещё и компетентные технические службы, которые могут быстро разрулить проблемы, и корреспонденты, и пиарщики, и финансисты, и начальство - как и в любом другом деле. И если вам вдруг на секунду показалось, что радио - это место, куда приходят самовыражаться, "клёво проводить время", "трепаться" и "прикалываться", то вы очень-очень сильно ошиблись: люди здесь по-настоящему работают, и если вам нравится та или иная станция или программа, значит, работают там не зря.

С праздником, дорогие коллеги!
Спасибо всем, благодаря кому радио существует!
Благодарю и поздравляю каждого моего слушателя - ведь без вас радио не бывает!
С днём радио!



Вход х
Логин
Пароль
Регистрация Напомнить пароль
Регистрация х
 

Обязательные поля

Логин (мин. 3 символа) :
Пароль (мин. 6 символов) :
Подтверждение пароля :
Адрес e-mail :
Имя:
Фамилия:
CAPTCHA
Защита от автоматической регистрации
Введите слово на картинке: