Общение Рассылка
 

Отлучить театр от бюджетной кормушки?

 
Сергей Стиллавин 

Вчерашняя тема о новом порядке финансирования школ коснулась всей социальной сферы: на прежних условиях из бюджета будут оплачиваться только армия да тюрьма, а всем остальным учреждениям будут предложены различные "схемы". В частности, в глубоком шоке от нововведений пребывают российские театры: им нужно будет выбирать между статусом "казённого" заведения, когда за каждую потраченную копейку придётся отвечать перед чиновниками, и свободным плаванием, в котором поступления в кассу не гарантированы ничем. Театральные деятели, почувствовавшие надвигающуюся задницу, горестно воскликнули, что театры, мол, будут вынуждены гнать откровенную попсу - дешёвые постановки на актуальные темы, на которые только и будет ходить зритель. Этакие театральные новости: про то, как Евсюков убивал, про присланного из Америки русского мальчика да про соития оппозиции с одеялом. Театралы возмущены, что вместо классического репертуара на сцене пойдёт сиюминутный мыльный мусор, но так ли уж это скверно?



Классно, конечно, смотреть на "вечные" темы, поднимаемые в проверенных пьесах, но зритель нуждается сегодня не только в миллионной постановке Шейкспира или Чехова, но и в переосмыслении передовыми театральными умами событий нашего времени. Почему острые, жареные темы театр отдаёт на откуп жёлтым телешоу? Почему нельзя оперативно и глубоко посмотреть на окружающую действительность, дать экспресс-анализ тому, что происходит прямо сейчас и, быть может, совсем рядом? Театру пора становиться по-настоящему актуальным, и я бы непременно пошёл на спектакли, в которых была бы воссоздана картина гибели подлодки "Курск", трагедии "Норд-Оста" или подготовки смертниц к взрывам в наших городах. Потому что в кино или телерепортаже никогда не получится так почувствовать нерв, боль и правду, как в театре, когда ты находишься в зале и слышишь каждое дыхание актёра. Нет смелости, ресурсов или таланта написать такие пьесы и поставить такие спектакли? Вопрос десятый. Но пичкать рафинированного зрителя некой собственной реальностью и очищенной от примесей моралью - уже старо. Я хочу новый театр - актуальный и честный, который живёт в моём времени и помогает мне разобраться в том, что происходит сейчас с нами. Я слишком многого хочу?

Если же подходить к проблеме финансирования по-государственному, то театр не может и не должен претендовать на покрытие всех своих расходов из общего кармана. Театр элитарен - он физически способен принять мизерные проценты населения и, таким образом, оказать значительного влияния на общую культуру в стране просто не может. А государство обязано первым делом оплачивать и контролировать работу тех культурных институтов, которые оказывают массовое воздействие на народ. И здесь, прежде всего, нужно говорить о телевидении: центральные каналы должны полностью финансироваться из бюджета, там не должно быть никакой рекламы, а ассортимент поднимаемыех тем должен проходить строгий контроль. Цензура? Пускай это называется именно так, однако силу воздействия телевидения невозможно отрицать, и коммерческое телевидение уже продемонстрировало великую способность разлагать публику. Мелкие каналы пускай по-прежнему пилят рекламные бюджеты и делают рейтинги на убийствах, инопланетянах или стриптизе, однако в лице столпов телебизнеса государство должно вернуть себе рычаги воздействия на массы. Причём воздействие именно на культурном, образовательном и воспитательном уровнях!

Следующим - по массовости - искусством у нас является кино, затем идут концертная деятельность, клубы, литература, цирк и прочее (надеюсь, по порядку расставил). И почему тот же театр может претендовать на бабки из бюджета, а какой-нибудь ночной клуб - нет?! Сегодня туда заманивают публику голыми девками на шестах, наркотиками и возможностью быстро найти партнёра на ночь, а вот если грамотно профинансировать эти структуры из госбюджета, то и программу можно составить совершенно по-другому - интеллектуально, нравственно, интересно!

Скажете, что клубы - это специально для разврата? Но тогда получается, что государство, которое оплачивает работу театров и никак не регламентирует деятельность клубов, исповедует фашистскую идеологию: для "элитной публики" - высокое искусство, а для быдла - марка в пасть да тёлка! Это неправильно и несправедливо. Искусство, которое взывает к интеллекту публики, к её сознательности, может обходиться и своими силами - театрал никогда удовольствие от хорошей актёрской игры на стриптиз в ночном клубе не променяет. А вот массовый клиент культуры нуждается в туторе - и оплачивать его должно государство. Если, конечно, ему нужно, чтобы в стране жили именно граждане, а не сброд люмпенского образца.

 

 

Даёшь массовому искусству государственную поддержку! Театру - остаточное финансирование!

 







Вход х
Логин
Пароль
Регистрация Напомнить пароль
Регистрация х
 

Обязательные поля

Логин (мин. 3 символа) :
Пароль (мин. 6 символов) :
Подтверждение пароля :
Адрес e-mail :
Имя:
Фамилия:
CAPTCHA
Защита от автоматической регистрации
Введите слово на картинке: