Общение Рассылка
 

Тятя, тятя! Наши Сети....

 
Ефим Шифрин 
    
     - Но теперь вы – блогер со стажем; что нового виртуальная реальность внесла в вашу реальную жизнь?
      - О, социальные сети - именно, что СЕТИ. Для одиноких и затравленных. Шучу, конечно. В моем случае страничка начиналась как способ коммуникации с родственниками. Видимо, в обычных электронных письмах чего-то не хватает для полноценного общения. Даже набор смайликов в gmail не заменит эту вакханалию сердечек, портретов, тортиков и цветочков для того, чтобы чувствовать себя в этой переписке счастливым. Где еще вы обнародуете такую коллекцию пляжных фотографий двадцатилетней давности, а получите отклик на нее, как на собранную буквально вчера? 
     - Только на Фейсбуке, вы правы. Ну, или ещё на тех же «Одноклассиках». Люди создают на своих страничках идеализированные образы самих себя в стиле «полюбите нас беленькими», значит, всё это – альтернативная реальность или..?  
     - И на Фейсбуке, и «В контакте» и, конечно, в "Одноклассниках". Да, это помимо прочего, наверное, способ нарисовать себя в духе парадного портрета, кисти художника Шилова.
     Возможно, это альтернативная реальность. Возможно, убийственно примитивная мечта. Скорее, ирреальность. Способ достичь невозможного: быть таким, каким не суждено уже ни родиться, ни вырасти... 

     Это мое интервью Дмитрию Бавильскому в журнале "Итоги" появится в киосках только завтра. У вас, любезные мои читатели, есть возможность познакомиться с ним сейчас. Будет охота поделиться своим мнением о социальных сетях, буду рад.

     UPD. Интервью в "Итогах" вышло. Правда, в немного сокращенном виде.

Дмитрий Бавильский
Многоликий  

   
  В январе исполняется десять лет русской истории «Живого журнала» («ЖЖ») (www.livejournal.com), cамой первой, самой интеллектуальной (интересной, творческой) социальной сети.
     Русский «ЖЖ» начался с того момента, когда 31 января 2001 года доцент Тартуского университета Роман Лейбов написал первый пост по-русски...
     С тех пор социальные сети превратились в бесчисленное количество непересекающихся вселенных. Блоги и личные странички влияют на этику и эстетику, журналистику и эстраду.
     Ведение интернет-дневников не только создало плеяду новых, сетевых, звёзд, но и помогло некоторым известным людям раскрыться с какой-то иной стороны.
     Ефим Шифрин стал популярным и крайне авторитетным блогером за очень короткий срок. Тысячи юзеров (пользователей) ежедневно следят за его жизнью – и в «ЖЖ», а теперь и в Фейсбуке. 
     Такое ощущение, что блогеры способны проживать сразу несколько параллельных жизней. Ефим Шифрин интересен разностью своих ипостасей – ведь он умудряется быть совершенно разным в жизни, в искусстве и в Интернете. Возможно, это происходит от того, что у него не одно имя, но несколько?
     - В Живом Журнале вы - "Котельник", в Фейсбуке - Нахим, на афишах - Ефим, а как же вас зовут на самом деле?
     - О, это еще не полный список. Вы забыли про "Фима", наверняка не знаете про Химыча (так меня зовет брат). Мне неловко признаться, но за свои полвека я был Евфимием, Фимистоклом и откликался, кажется, на все вариации имен, которые рождало мое настоящее имя. Конечно же, я - Нахим. Так меня назвали родители. Так до сих пор зовут ближайшие друзья и родственники. Ефимом я становлюсь, выходя на сцену, Котельником - выбираясь к читателю. А в зеркале до сих пор вижу очень неуверенного в себе Фиму, и, даже откликаясь уже несколько лет на "имя с отчеством", ничего не могу с этим поделать...
     - И как все эти личности внутри вас соотносятся между собой? 
     - Под этими именами - не личности. И даже не сущности. Но и не маски. Под ними - тот же я, только... как бы сказать... для разных общественных... надобностей. Те же, кому нужен я - без профессии, без блога, без экрана, без светской мишуры, могут вполне вызывать меня по уменьшительному имени. Вот тогда я и явлюсь со своими заморочками: сомнениями, тревогами, простуженным горлом, в халате. Вам это нужно? Давайте лучше, как привыкли: Ефим.
     - Как же вас, Ефим, занесло в социальные сети?
     - В "Одноклассниках", которые были первыми, меня убедил зарегистрироваться брат, найдя в этом хороший шанс собрать хотя бы виртуально всех разбросанных по свету родственников.
     Сначала я нашел там два недобрых десятка собственных клонов с моими фотографиями, подписанными сценическим именем "Ефим". Среди всех Шифриных я стал на этом ресурсе единственным Нахимом.
     Потом администрация сайта присвоила мне специальную звездочку, и я буквально утонул в тысячах приглашений подружиться. Со временем желающих дружить становилось меньше, и свой рабочий день теперь я заканчиваю чтением всего лишь семи-восьми писем от "одноклассников", с которыми никогда в жизни вместе не учился.
     В ЖЖ меня привело упоминание в одном сердитом блоге своего давнего стишка. Я стал читать самые популярные сетевые журналы, а потом, недолго думая, присвоил своему дневнику имя "Котельник", понимая, что среди всех моих имен это больше других указывает на место, из окна которого я нынче смотрю на подъезды, где когда-то жили мои драгоценные кумиры.....
     - Но теперь вы – блогер со стажем; что нового виртуальная реальность внесла в вашу реальную жизнь? 
     - О, социальные сети - именно, что СЕТИ. Для одиноких и затравленных. Шучу, конечно. В моем случае страничка начиналась как способ коммуникации с родственниками. Видимо, в обычных электронных письмах чего-то не хватает для полноценного общения. Даже набор смайликов в gmail не заменит эту вакханалию сердечек, портретов, тортиков и цветочков для того, чтобы чувствовать себя в этой переписке счастливым. Где еще вы обнародуете такую коллекцию пляжных фотографий двадцатилетней давности, а получите отклик на нее, как на собранную буквально вчера?
     - Только на Фейсбуке, вы правы. Ну, или ещё на тех же «Одноклассниках». Люди создают на своих страничках идеализированные образы самих себя в стиле «полюбите нас беленькими», значит, всё это – альтернативная реальность или...?
     - И на Фейсбуке, и «В контакте», и, конечно, в "Одноклассниках". Да, это помимо прочего, наверное, способ нарисовать себя в духе парадного портрета кисти художника Шилова.
     Возможно, это альтернативная реальность. Возможно, убийственно примитивная мечта. Скорее, ирреальность. Способ достичь невозможного: быть таким, каким не суждено уже не родиться, ни вырасти...
     - Чем Фейсбук отличается от Живого Журнала и от "Одноклассников"? Если все они существуют параллельно, значит заведены для разных надобностей?
     - Ну, в фейсбуке как-то все поинтеллектуальнее: во всяком случае для русскоязычных пользователей. "В контакте" легко найти музыку и фильмы, на тратя время на скачивание. "Одноклассники" - это все-таки раскрашенные открытки, посланные с курорта. 
     На самом деле трудно себе представить в социальных сетях человека, которого запрягла какой-нибудь идеей наука или трудная работа. Это легко проверяется на собственном примере: когда я ночую в поездах или в самолетах, я даже не страдаю от того, что наконец выбрался из этих "сетей". 
     - Значит, все эти сети действительно скорее, от недостатка, чем избытка?
     - Даже не ходите к гадалке. Конечно, от недостатка. В том числе, и ЛЮБВИ....
     - А если говорить про недостаток информации? Многим блогерам (мне, например) лента сообщений их друзей давным-давно заменяет новости в телевизоре или в газетах. Важный, между прочим, источник сведений о человеке, когда меняется твоя личная информационная парадигма. Отныне ты интересуешься не глобальными новостями (зачем мне землетрясение в Китае?), но событиями в жизни обычных людей. Таких же как ты.
     - Как говорит один телевизионный ведущий "не хочется никого обижать".... Но, боюсь, что лента друзей - это очень "лукавые" новости. Они окрашены если не трактовкой, то хотя бы тенденциозностью отбора.
     Иногда случается, что посты в ленте будто бы размножены под копирку. И это совершенно естественно: мы выбираем себе друзей по образу и подобию. Уверен, что это не самый надежный источник информации...
     - Значит, вы совсем не доверяете блогерской информации? 
     - Я почти не ищу в блогах информацию. Пожалуй, ЖЖ это тот ресурс, который посвящает меня в то, как к этой информации относятся мои "друзья" или идейные противники.
     В блогах я с бОльшим удовольствием читаю дневники. Меня, вслед за всеми, кому я даже в мыслях не чета, все равно интересует «маленький человек». С чем проснулся, что ел, что пил, с чем ушел на работу, с чем вернулся...
     Я, извините за выражение, подглядываю... Бог мне судья в этом "невинном" актерском занятии.
     - Скорее всего, вам не нравится то, как стиль подачи информации для интернет-аудитории влияет на современную журналистику?
     - К сожалению, развязный блогерский стиль уже донельзя выкрасил всю нашу журналистику. И простите мне продолжение этой туповатой метафоры: и делает ее поразительным образом бесцветной. "Хамим, братцы, хамим" - до этой констатации Александр Сергеич Грибоедов, слава Богу, не дожил...
     - Ещё только говорят о телевиденье будущего, когда ты сам формируешь свою телевизионную программу. А вот ленту своих друзей, живущих в самых разных странах мира, ты способен создать уже сегодня. Кстати, чем русскоязычные блоги отличаются от блогов юзеров (пользователей) из других стран?
     - Я почти не знаком с англоязычными пользователями Живого Журнала (на других языках, понятно, я и не смог бы читать чужие дневники), но хочется верить, что активные пользователи Интернета - это уже "мировое сообщество", которое с некоторых пор характерно некими общими свойствами.
     Но вот, например, моя племянница ведет блог на иврите и на английском, и я отмечаю, что там записи куда более лиричны, чем большинство известных мне дневников ее русскоязычных ровесниц.
     Правда я бы и не торопился делать выводы вслед за некоторыми обозревателями, утверждающими, что Рунет - самый агрессивный ресурс Мировой Сети. Везде хватает своих поэтов и подонков, праведников и сумасшедших...
     - Как вы считаете, можно ли назвать сетевые дневники ростками гражданского общества? Флешмобы, открытые письма и массовые перепосты общественно важных текстов создают прецеденты влияния блогеров на политику…
     - Вполне допускаю, что блогосфера могла быть стать виртуальной кузницей гражданского общества. Но Вы употребили слово "ростки". Вот тут я пасую: мы все время говорим о "ростках". Мы вечно уповаем на эти ростки. Но только в стране со столь богатой историей как-то неизменно получается, что ростки вечно не дозревают до урожая. А если случается жатва, то она, как и русский бунт, выходит бессмысленной и кровавой....
     Все дело, наверное, в том, что и среди этих ростков ядовитых сорняков выходит на порядок больше, чем культурных злаков....
     - Как, на вашей памяти, меняется юмор? Сейчас проще смешить людей или сложнее? Или же вы не ставите перед собой задачи «рассмешить»?
     - Моя профессиональная задача, конечно же, смешить людей. Я понимаю, что она может показаться неполной или ущербной тем, кто видит назначение искусства в вещах куда более возвышенных и глубоких.
     Давно не разделяю иллюзии мечтающих видеть любое театральное зрелище похожим на урок обществоведения или литературы. Смеховые мишени мало меняются с течением веков: на них все та же забавная рожица дурака или недотепы, а вот орудия обстрела, конечно, меняются. Мало того, теперь это принято делать с привлечением лазеров и целой толпы закулисных помощников. Только вот звук от выстрелов делается все больше похожим на... впрочем, сейчас я сам готов пошутить с помощью такой метафоры, которая точно не понравится нашим высоколобым зоилам...
     - Хорошо, мишени не меняются годами. А меняется ли зритель? 
     - Публика, помимо того, что за эти годы сменила наряды, к большому моему огорчению, изрядно расслоилась. Заметная часть зрителей назначает нам свидание в клубах или на корпоративных вечеринках. Кого-то вполне устраивают и ролики в Интернете: слава богу, всякое добро в Сети появляется буквально в день премьеры.
     Ну, и, наконец, главное: в "большую юмористику" влилось новое поколение - веселых и находчивых, и расстановка потешного войска кардинально изменилась…
     Молодые интеллектуалы вернули в опустевший со временем зрительный зал своих ровесников, без боя взяли телевизионные каналы. Эстрадные старики ворчат, обыватели морщатся. А, между тем, всякий финал, как водится, можно выдать и за пролог переиначенной пьесы: едва успевают проститься со сценой старые короли, румяные глашатаи уже кричат: "Да здравствуют новые".
     - И как проводят, ну, например, корпоративы?
     - О. корпоративы - это уже, к счастью почти померкшая тема. Их становится все меньше и меньше. Богатые тоже плачут, расставаясь с деньгами.
     Многие наши журдены поиздержались и задумались, так ли на их пьяном застолье необходимы фанерные девичьи трио или мальчиковые группы. В конце концов, стриптиз из соседнего бара обходится дешевле. А поющих юношей можно найти и среди офисного планктона - в самодеятельности собственного холдинга.
     Ян Арлазоров рассказывал мне, как он, оказавшись на какой-то восточной свадьбе отработал свой номер, а потом подвыпивший отец невесты вернул его на сцену, захотел посмеяться еще. "Риди, паяччо!"
     А в самом начале 90-х мы с известной артисткой впервые приехали в Штаты, и наш ушлый импресарио один из концертов назначил в русском ресторане.
     Моя подружка включила "звезду", сказала: "Я - актриса. Понимаете? Актриса. Я не буду работать в ресторане". Хозяйка заведения понятия не имела о звездном статусе своей гостьи в России, взяла ее за подобородок: "Деточка, одевайся".
     И та послушно засобиралась на сцену.


Вход х
Логин
Пароль
Регистрация Напомнить пароль
Регистрация х
 

Обязательные поля

Логин (мин. 3 символа) :
Пароль (мин. 6 символов) :
Подтверждение пароля :
Адрес e-mail :
Имя:
Фамилия:
CAPTCHA
Защита от автоматической регистрации
Введите слово на картинке: