Общение Рассылка
 

«Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка»

 
Тина Канделаки 
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев



© JoyReactor

«На козлах сидел ямщик, закутанный в тулуп, а внутри сидел барин».
«Корова – это большое животное с четырьмя ногами по углам».
«Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка».
«Аня, сидя на стуле, спала, и мимоходом ела булку».
«В библиотеку вошли двое: мальчик и девочка; они были братьями».
«В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок».
«Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя!»

Это не тренировки в шутках юмора, а цитаты из диктантов и сочинений российских школьников.

Есть и менее веселые примеры. Пару лет назад студенты журфака главного университета страны ввели в ступор весь преподавательский состав факультета. Из 229 первокурсников меньше восьми ошибок в диктанте на одну страницу сделали только 18% студентов, остальные 82% допустили около 25 ошибок. «Через-чюр», «рыца» (рыться), «поциэнт», «удастса», «оррестовать» – вот далеко не полный список ляпов будущих «золотых перьев» России.

Сегодня, когда весь мир отмечает Международный день грамотности, эта проблема как нельзя актуальна. По данным ЮНЕСКО, пятая часть населения Земли неграмотна, больше 70 миллионов детей не ходят в школу. В нашей стране образованным считается подавляющее большинство населения (99,4%), но, несмотря на это, в международном рейтинге уровня школьной грамотности PISA мы скатились на 43-е место.

И если вы считаете, что в развитых странах дела с грамотностью обстоят лучше, то поспешу вас разочаровать. Тридцать два миллиона американцев не умеют читать и писать. О чем говорят эти данные? О том, что в 21 веке на фоне цифровой революции около 14% жителей США функционально безграмотны. В Европе таковых около 10%. Правда, в основном статистику европейцам портят иммигранты. За одиннадцать лет число малограмотных школьников в Европе выросло с 18 до 25 процентов.

Важно понять, почему в эпоху, когда человек научился управлять природой и космосом, обуздал новые технологии и совершил сенсационные открытия, он вдруг начал терять элементарные навыки. Исследователи пока теряются в догадках:

«Снижающееся влияние системы образования на грамотность нашего взрослого населения стало для нас самым большим сюрпризом, и пока что мы не нашли удовлетворительного объяснения этому явлению. Можно предположить, что на данный момент образовательные учреждения просто не разобрались еще пока в том, как правильно преподавать новому поколению школьников и студентов, которые учатся читать на компьютере и которые уделяют все больше внимания телевизору. Это ведь совсем иной вид грамотности».
Марк С. Шнайдер (специальный уполномоченный по статистике в сфере образования)


Некоторые исследования ссылаются на методы обучения. В советское время преобладали зрительные способы обучения письму и чтению. Сейчас – звуковые. Дети с самого раннего возраста учатся писать, как слышат, а не как видят. Таким образом, верное в произношении, но не в написании слово остается в памяти на всю жизнь, и это уже невозможно исправить какими-либо правилами.

Низкое качество образования? Интернет и виртуальное общение? Нехватка времени? Переизбыток информации? По какой из этих причин у человечества ослаб иммунитет, и оно подцепило вирус безграмотности? Вся совокупность причин сразу?

Из-за постоянной занятости и нескончаемого информационного потока (вы только вдумайтесь: по подсчетам калифорнийских исследователей, среднестатистический человек потребляет в сутки 34 гигабайта информации и 100 тысяч слов в день) размылись границы негласных норм грамотности. Раньше письма и сообщения с грамматическими и пунктуационными ошибками считались признаком дурного тона, теперь же это, как правило, проблемы невнимательности, нехватки времени на проверку или ошибки программы Т9. Этикет виртуального общения ставит в приоритет скорость написания, зачастую в ущерб правилам русского языка. Мы перестали обращать на грамотность внимание, ведь есть же в конце концов проверка орфографии и пунктуации в Word, автокорректоры, да и живые корректоры (у меня в компании их двое) – они все подправят и исправят.

Грамотность не терпит подобной безалаберности, а интернет эту безалаберность только развивает:

X: Многие сейчас путают написание -тся и -ться.
Y: Потому что люди пишут -ццо, и не заморачиваюццо!
(из разговора по ICQ)


Интернет активно проникает в молодежную среду, в которой уже почти 90% – активные пользователи глобальной Сети. А в Москве эта цифра достигает 100%. Всеобщая информатизация и интернетизация ведет к безнаказанности: здесь можно писать как угодно и что угодно, а можно просто бездумно ставить смайлы и символы. Нет ни редактора, ни строгой учительницы русского языка, которая укажет на ошибки. Возникновение сетевой литературы (udaff.com, олбанский язык и др.) провозгласило новую альтернативную философию грамотности: мы другие, мы сами придумываем себе правила и выбираем, как нам писать и что.

Нашу зрительную память не так уж сложно обмануть. Когда человек изо дня в день читает (не-)намеренно исковерканные слова и предложения, в конце концов он начинает сомневаться в давно заученных правилах. Такой интернет-поток неологизмов выдержит не каждый взрослый, а что говорить о детских неокрепших мозгах! В прошлом году тринадцатилетняя школьница из Шотландии написала программное сочинение в виде смс-ок:

«My smmr hols wr CWOT. B4, we usd 2go2 NY 2C my bro, his GF & thr 3 :- kds FTF. ILNY, it's a gr8 plc».

Расшифровка выглядит так:

«My summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend and their three screaming kids face to face. I love New York, it's a great place», – «Мои летние каникулы – просто пустая трата времени. Раньше мы ездили в Нью-Йорк повидаться с братом, его девушкой и их тремя вопящими детишками. Мне нравится Нью-Йорк, классное место».

Как пишут смс в России, вся страна случайно увидела, когда переписка абонентов Мегафона случайно попала в интернет.







Пунктуация - отдельная тема. Запятые-точки-тире уже давно стали знаками субъективными, выражающими настроение или состояние души и игнорирующими все существующие правила русского языка. На эту тему существует огромная масса теорий.Например, писатель и известный борец за грамотность Дмитрий Быков считает, что любовь или ненависть к запятым зависит от политической ситуации в стране. При Ельцине россияне игнорировали запятые, а сейчас ставят их где попало – перестраховываются, констатирует Быков. Одна моя подруга филологической наклонности называет нездоровую тягу современного общества к тире и дефисам не иначе как фрейдизмом. А многоточие в конце каждого абзаца – это вообще любимая тема психоаналитиков. Так что, друзья мои, будьте аккуратнее со знаками препинания, а то не успеете закончить предложение, а вам уже поставят диагноз.

И на врожденную безграмотность здесь пенять нечего. Как выяснили ученые, в человеческом мозге есть специальная извилина, которая отвечает за грамотность – ее единственная задача состоит в предугадывании следующей буквы или слова в предложении.

Для объективности нужно сказать, что у меня есть много друзей и знакомых, которые строго следят за собственной грамотностью, терпеть не могут получать письма и смс-ки с большим количеством ошибок и с подозрением относятся к людям, пишущим безграмотно. В интернете созданы специальные сообщества и группы, например, grammar nazi, которые борются с безграмотностью на виртуальных просторах. В 2004 году появился проект «Тотальный диктант», который за время существования из студенческой акции превратился в событие федерального масштаба. В этом году тысячи добровольцев по всей России под диктовку уже упомянутого выше Дмитрия Быкова записывали отрывок из его романа «Орфография»:

«Грамотность заменяет нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы».
(отрывок из «Тотального диктанта 2011»)




Не думаю, что современные люди вдруг утеряли способность писать правильно, такое не происходит вдруг. В СССР безграмотных было не меньше, просто теперь, благодаря интернету, все, что мы пишем – видно всем: за день мы отправляем десятки е-мэйлов, смс, постим и комментируем в соцсетях. Быков, кстати, тоже не считает, что мы деградируем: перераспределилось соотношение. По мнению писателя, в Советском Союзе примерно половина населения России была более или менее грамотными. А теперь 70%, увы, неграмотны, зато остальные 30% пишут идеально.

Но помимо того, что люди разучились писать, они еще и разучились говорить – это связанные способности. Среднестатистический человек не может внятно сформулировать свою мысль, и это его нисколько не смущает (послушайте, что и как говорят случайные прохожие в теленовостях). Грамотность девальвируется, она утратила свой неприкосновенный статус, стала менее значимой в современном мире. Наша речь получила невиданную ранее свободу, не подчиненную каким-либо правилам. Раньше - напишешь любимому человеку письмо с ошибками и опозоришься, а сейчас, скорее всего, сойдешь за очень занятого человека.

Поспорю с теми, кто считает грамотность врожденным качеством. Читать хорошие книги хороших авторов – вот лучший, хотя и не самый быстрый способ выучить русский язык.

Вы согласны?





Вход х
Логин
Пароль
Регистрация Напомнить пароль
Регистрация х
 

Обязательные поля

Логин (мин. 3 символа) :
Пароль (мин. 6 символов) :
Подтверждение пароля :
Адрес e-mail :
Имя:
Фамилия:
CAPTCHA
Защита от автоматической регистрации
Введите слово на картинке: