Общение Рассылка
 

Казань – столица технологий

 
Тина Канделаки 



Итак, Казань! Эта поездка снова заставила меня поразиться продвинутости региона. Если Москва – столица официальная, Питер – культурная, то Казань вполне может претендовать на звание инновационной и технологической столицы нашей страны. Технологии там освоены, обкатаны, все решения работают не в рамках экспериментальных режимов, не в лабораториях – они работают для школьников и их родителей, для пациентов больниц, для водителей. В общем, для простых людей, у которых есть возможность удобней и быстрей решать свои повседневные дела.


С президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым в IT-парке

Я неоднократно упоминала о том, что Казань – регион, перешедший, и очень успешно, на «Электронное правительство». Вчера министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров – молодой мозг этого региона – рассказал нам о том, что бумажные документы в Татарстане попросту запрещены в тех службах, которые уже подключены к «Электронному правительству». Сейчас в системе электронного документооборота работает львиная доля учреждений и услуг: к электронным порталам подключены 1800 организаций, 18 тысяч служащих. «Бегать должны бумажки, а не граждане» – негласный девиз «Электронного правительства». Причем, 80% решений по софту созданы в IT-парке Казани.



Одна из самых полезных казанских разработок – это инфоматы, электронные терминалы. С их помощью можно записаться в очередь на прием, оформить услугу (загранпаспорт, например), оплатить штраф и даже подать заявление в ЗАГС! В прошлом году через инфоматы прошло 250 тысяч платежей на сумму 67 миллионов рублей, также было совершено 477 тысяч запросов.



Как справедливо заметил блоггер @ ekozlov , после поездки в Казань кажется, что весь мир должен поменяться и стать лучше и современнее. И я уверена, что в Казани будет кому продолжить начатые изменения. Потому что казанские школьники знают о технологиях не понаслышке. В четырех из пяти школ есть Wi-Fi (4,5 тысячи точек доступа). 26 тысяч учителей получили персональные ноутбуки. У каждой из более чем двух тысяч школ есть свой сайт. 400 тысяч школьников и учителей пользуются порталом «Электронное образование», где активно осваивают электронные дневники и журналы.

Кстати, пословица про то, что к хорошему быстро привыкаешь, оказалась очень верна. Когда мы со школьниками и учителями строили модель идеальной школы (о чем расскажу чуть позже), все 8 команд были готовы тратить деньги на Wi-Fi в классах, электронные доски и учебники – хотя бы потому, что они уже не представляют школу без всего этого.

Конечно, такой технологичный рай не возникнет сам по себе, и Татарстан тратит на это много денег. Такой стартап по превращению региона России «в Сингапур» требует поддержки и, если хотите, заботы.

Я общалась вчера с разработчиками софта для «Электронного правительства» и с интересом узнала, что все права на программы принадлежат им. Они отчитываются перед заказчиком – правительством Татарстана – за качество предоставленной услуги, т.е. самой программы, и оказывают необходимую техническую поддержку, чтобы все работало. Но, продав решение один раз, они вольны предлагать его и другим клиентам. Уже сейчас казанские разработчики продают софт в более чем 50 регионов страны.


Николай Никифоров в IT-парке рассказывает об «Электронном правительстве»

Оказывая такую поддержку, правительство, может быть, и упускает шанс заработать что-то сиюминутно. Но есть уверенность в том, что в долгосрочной перспективе эти траты будут не напрасны и вернутся сторицей. Это правильная модель конвертации «нефтедолларов» в доходы, полученные от наукоемких и инновационных производств. Пример Татарстана можно использовать не только для развития информационного общества, но и как модель перехода от экономики сырьевой к экономике инновационной.

А это смешной момент из нашей поездки. В регионе действует проект «ГЛОНАСС+112» – «Космический коридор безопасности».


Николай Никифоров рассказывает о проекте

Это спутниковая система слежения и связи, к которой подключены автомобили экстренных служб, а также школьные автобусы и служебный транспорт. Система позволяет не только оптимизировать работу МЧС, милиции и скорой, но и проследить за маршрутами, и «засечь» использование служебного транспорта в личных целях.


Диспетчеры службы «ГЛОНАСС+112»

Мы систему протестировали, наугад выбрали один из школьных автобусов, прямо на месте позвонили водителю и устроили настоящий допрос. Все-таки какие вежливые люди живут в Казани! Для бедного мужчины в его законный выходной я была, как снег на голову!




Вход х
Логин
Пароль
Регистрация Напомнить пароль
Регистрация х
 

Обязательные поля

Логин (мин. 3 символа) :
Пароль (мин. 6 символов) :
Подтверждение пароля :
Адрес e-mail :
Имя:
Фамилия:
CAPTCHA
Защита от автоматической регистрации
Введите слово на картинке: