Общение Рассылка
 

История одного танка.

 
Радислав Казанок 


Просматривал любительские фотографии Владивостока и совершенно неожиданно наткнулся на это фото, автор, которого остался неизвестен. Сразу вспомнилась давняя история.
Этот танк был найден в 1984 году на одной из погранзастав Гродековского пограничного отряда, расположенного в районном центре Пограничный Приморского Края. Он был почти на метр забетонирован и когда-то использовался как бронированная огневая точка. Довольно интересна история создания этой машины. В марте 1919 года, в боях под Одессой, Красной Армией было захвачено, в качестве трофеев, несколько французских танков Рено ФТ-17.
По распоряжению Ленина, образцы чудо-техники были направлены в Нижний Новгород на Сормовский завод для производства точной копии, шла Гражданская война и что-либо выдумывать не было времени. 31 августа 1920 года завод выпустил первые танки.




Изделие получило официальное название «Рено Русский».













На его базе, в июне 1927-го, была выпущена модернизированная машина, которая получила название «МС-1».









Это был первый серийный танк Красной Армии, всего собрали около 1000 таких изделий с небольшими доработками в процессе выпуска. В 1929 году, МС-1 получил боевое крещение на китайской границе.









Машина оказалась крайне не надёжной, каждые семь из десяти этих танков, вышли из строя по техническим причинам.




Летом 84го, будучи командиром ремонтной роты полка прикрытия границы, я получил задачу эвакуировать эту машину и отправить на Уссурийский танкоремонтный завод, а к 7 ноября, приведённый в порядок раритет должен был стоять у Владивостокского музея. Выполнять задачу, мною, был направлен ст. прапорщик Кошелев с десятью солдатами его взвода. От попыток вырвать машину из бетона лебёдкой танкового тягача оказались, так как корпус не выдерживал больших нагрузок. Вместе с командиром инженерно-сапёрной роты, капитаном Артамоновым попытались расколоть бетонную плиту подрывом. Это тоже не дало ощутимого результата: продолбить необходимые шурфы было невозможно, а закладка мощного заряда исключалась, боялись, опять же таки, повредить корпус. Не оставалось ничего другого, как выдалбливать танк ломами вручную по всему периметру. Занятие очень трудоёмкое и непростое. Бетон был карбышевский, с использованием скальной породы, ломы отскакивали как мячики, найти и притащить компрессор с отбойными молотками, было не реально. Наступала осень, времени оставалось мало, а результата всё не было. Как-то на глаза попался гидравлический домкрат и идея родилась сама собой. Все усилия сосредоточили на долбёжке углубления пред носом машины, чтобы была возможность разместить домкраты под днищем, на это ушёл почти месяц работы. Примостив под днище машины толстую броневую плиту и гидравлику, общим усилием в 50 тонн, нам всё же удалось сорвать корпус с места, а дальше всё пошло как по маслу. Жаль, гусеницы пришлось разрезать и оставить на месте, - не успевали к сроку. В Уссурийске машину очистили от ржавчины, подогнали гусеницы от лёгкого тягача ГТСМ, покрасили и вот так уже 26 лет стоит этот танк в центре Владивостока.


Вход х
Логин
Пароль
Регистрация Напомнить пароль
Регистрация х
 

Обязательные поля

Логин (мин. 3 символа) :
Пароль (мин. 6 символов) :
Подтверждение пароля :
Адрес e-mail :
Имя:
Фамилия:
CAPTCHA
Защита от автоматической регистрации
Введите слово на картинке: