Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяОтдыхРецензииМузыкаЧерные менестрели. История блюза

Черные менестрели. История блюза


05.08.2008
0

www.jazzzz.ru

Фото:  www.bluesnews.ru, www.guitarsmagazine.ru , ,  www.fotki.yandex.ru  

Некоторые слышали что "блюз - это когда плохо хорошему человеку". Кто-то смотрел отличный фильм "Перекресток" (не наш, а американский, со Стивом Веем в роли адского гитариста). Что еще? Пожалуй, и все. Но блюз, как и любое знаковое музыкальное направление, это, в первую очередь, развитая субкультура и люди, живущие по ее законам. И далеко не всегда они были такими печальными и задушевными, как их музыка. И речь в этот раз пойдет об "отцах-основателях". Таких разных, но делавших одно дело. Игравших блюз…

Американское разноголосье

В конце XIX века в южных штатах Америки пели все. Пели индейцы свои гортанные, протяжные песни, отзывающиеся уханьем совы, криком ястреба и волчьим воем. Пели "белые" - старинные баллады своей милой далекой Европы, которые звучали под негромкий аккомпанемент гитары и банджо, и теперь уже назывались "кантри". Пели и афроамериканцы. Но очень разные песни.

Благочестивые, религиозные люди пели песни божественные, госпел и спиричуэлс, в которых воспевание милости христианского Бога носило явный отпечаток африканских вокальных традиций. Пели песни работники, убиравшие хлопок, и уорксонги и хаулеры, рубившие лес, где рабочий ритм служил основой для улетающего в запределье долгого протяжного выкрика. На деревенских вечеринках пели рэгтаймы как под гитару, так и под фортепиано в тех счастливых и "неимоверно богатых" домах, где оно имелось. "А блюз?" - спросите вы. А блюз еще не появился. Он пока лишь незримо присутствовал во всем вышеперечисленном. Но до его "официального", задокументированного историками рождения оставалось совсем немного...

Миссисипи Джон Харт

Миссисипи Джон Харт - один из уникальнейших блюзменов столетия - с мальчишества чередовал работу в поле с игрой на гитаре. И в стиле его - тихом, чуть печальном, совершенно пронзительном, ясном и чистом, - в равной степени смешались рэгтайм и ранний фолкблюз. Черные менестрели. История блюза. Харт обладал виртуозной "пальцовкой", обыгрывая стандартные аккорды так, будто это делают как минимум две гитары, и при этом играл абсолютно спокойно, без всякого напряжения.

Его песни - это стандартные темы и мифы Дельты: магия вуду, красивые жещины, радость и горе, добро и зло. В том числе и аллюзии на реальные жизненные ситуации:

     Господин полицейский офицер!
     Ну, как же такое может быть?
     Вы можете арестовать кого угодно,

     Но только не Стаггера Ли
     Он - злой человек
     Жестокий Стаггер Ли...

"Stack O'Lee", "Frankie", "Candy Man" - фольклор, из которого выросло блюзовое дерево современности. Простые блюзы простого миссисипского железнодорожника...

Харт первый раз записался в 1928 году, затем был вновь "открыт" в фолкблюзовые шестидесятые, пел в Ньюпорте, выступал в студенческих клубах. Его очень любили. В его блюзах не было агрессии, грубого, хриплого и "сырого" дельтовского надрыва, характерного для Чарли Паттона и Хаулин Вулфа. Однако Миссисипи Джон был, без сомнения, истинным хранителем традиций и волшебником древнего, полусказочного блюза. Если вам когда-нибудь станет плохо - поставьте пластинку Миссисипи Джон Харта. Он не зря жил на этой земле.

"Блайнд Лемон" Джефферсон

Удивительная земля Техас. Здесь солнце не заходит от заката до рассвета. Здесь до сих пор испанская речь мешается с английской и деревенским "блэк лэнгуич". Здесь родился один из самых универсальных и узнаваемых ныне музыкальных языков - техасский блюз. И одной из первых его звезд, хранителем и проповедником стал толстый "Блайнд Лемон" ("Слепой Лимон") Джефферсон.

О его жизни даже историки блюза, съевшие на сочинении биографий не одну собаку, знают немного. Почти по Аристотелю: «Родился... Играл...Умер...». Даже если вынести и первое и последнее за скобки, остается то, ДЛЯ ЧЕГО он жил... Для деревенских пикников. Площадных перформэнсов. Провинциальных праздников и танцев. Всюду, где нужно было петь и играть - появлялся "Слепой Лимон". Играл он на маленькой гитарке, к которой была накрепко привинчена железная кружка для монет. И их перепадало обычно достаточно. По крайней мере, еще подростком Джефферсон принес в дом свой первый блюзовый заработок.

И в дальнейшем никто и никогда не смел жалеть его за слепоту. Он был гордым человеком. Самостоятельным человеком. Прошедшим путь от техасского уличного блюзсингера до звезды первой величины в категории "расовых записей". Он записывал пластинки на студии "Парамаунт", и продавались они таким тиражом, что стачивались болванки с мастер-записями, и слепому маэстро приходилось записывать некоторые свои шедевры повторно. Черные менестрели. История блюза. Такова цена популярности в эпоху начала звукозаписывающей индустрии.

По поголовному признанию современников, играл Джефферсон как бог. Его блюзы отличались сложнейшим аккомпанементом, сочетавшимся с прихотливым ритмом, который автор мог сменить по три раза на протяжении одной песни. Никто не мог тягаться с ним в блюзовых дуэлях. Там, где появлялся Джефферсон, там уже не было места другим музыкантам. И Лидбелли, и ТиБоун Уокер, и Хаулин Вулф, и Лайтнин Хопкинс вдохновлялись игрой "Блайнд Лемона". Если запараллелить блюзовые пространства 20-х и 80-х, то братьями-близнецами техасского зазеркалья были бы "Блайнд Лемон" Джефферсон и Стиви Рэй Воэн. Черный и Белый. Слепой и зрячий. Акустический и электрогитарный. Начало и конец века. Альфа и Омега блюзового Техаса...

Лидбелли

О Лидбелли говорили разное. Кто-то любил его, кто-то боялся. Ходила молва, что если его разозлить, он становился почти невменяемым, как настоящий зверь. И в этом состоянии в драке мог запросто убить соперника. Его тюремные сроки за убийства, настороженные глаза, прозвище ("Свинцовый живот" - за способность не обращать внимание даже на сильные удары "под дых") - все это не слишком располагало к душевному общению с ним.  

Но когда он начинал петь... Люди забывали о своих страхах и сомнениях. Его голос выл, стонал, горевал, плакал, кричал, как раненая птица, и вместе с ним рыдали сердца слушателей. Лидбелли знал множество песен. Некоторые из них он сочинил сам, но большинство подслушал и запомнил. Фольклористы в шутку называли его "ходячей музыкальной энциклопедией". И постоянно вытаскивали его из-за решетки, куда его неизменно приводил буйный нрав и разгульная натура.

"Easy Rider" - пел он, а, по сути, выпевал свою жизнь. Он и был беспечным всадником. Куда занесет нелегкая, там и петь. Там и буянить. Там и скандалить. Оттуда - часто снова в тюрьму. А потом все сначала. Лишь к концу жизни Лидбелли стал степеннее. Давал концерты в залах. Пел для белых. Записывал пластинки.

Мы не можем сказать, был ли Хадди Лидбелли добрым человеком. В чужую душу (особенно когда ее обладатель жил с полвека назад) не залезешь. Но песни его остались. Пелись Сонни Терри и Брауни МакГи, пелись Питом Сигером, пелись Йормой Кауконеном и Дженис Джоплин. И остались живы ...

 


х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0




 
 
 


TOP 4

Верни девушке первоначальный облик