Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяОтдыхРецензииМузыкаПотерянная надежда? Эра свинга

Потерянная надежда? Эра свинга


19.08.2008
0

www.hot.ee

Что такое свинг? Рассказывают, что когда Луису Армстронгу задали этот вопрос, то он ответил: "Если вы об этом спрашиваете, то вам этого все равно не понять". С точки зрения музыкальной терминологии, свинг - это не какой-то определенный стиль музыки, это способ играть, нечто, что можно услышать и почувствовать. Лучше всего эту идею выразил Арти Шоу: "Свинг - это глагол, а не существительное". В то же время свинг - не просто музыкальная концепция, это целая социокультурная категория, очаровывавшая и развлекавшая Америку во время двух тяжелейших периодов в ее истории - Великой депрессии и Второй мировой войны.

Первопроходцы

Первым "свинговым" оркестром можно считать биг-бэнд Флетчера Хендерсона, собранный в 1923 году в Нью-Йорке и включавший Луиса Армстронга, чьи музыкальные инновации послужили толчком к развитию того, что сейчас называется свинговой музыкой. Тем не менее стандартная ритм-секция того периода (туба и банджо) еще не позволяла "свинговать".

Непосредственно свинг появился после биржевого краха 1929 года. Хотя официально эрой свинга называют период с 1935 по 1945 годы, а 1929 год, когда новая техника звукозаписи позволила изменить состав инструментов в оркестре, можно считать началом пути к триумфальному лету 1935-го.

Само слово "свинг" в отношении музыки вошло в обиход в 1932 году, когда Эллингтон провозгласил "It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)". В том же году оркестр Бенни Мотена записал композицию "Moten Swing", также уловив то, что уже носилось в воздухе.

На фоне депрессии

Биржевой крах 1929 года оставил глубокий шрам на индустрии развлечений. Оборот шоу-бизнеса достиг своей низшей отметки в 1931 году. Потерянная надежда? Эра свинга. Продажи грампластинок упали со 104 миллионов экземпляров в 1928 году до 6 миллионов в 1932 году. Продажи проигрывателей для пластинок сократились на 90%. Спрос публики изменился - на фоне миллионов голодных семей, лавины банкротств и ужасающей безработицы беззаботный джаз двадцатых казался кощунством. Радиоволны заполонили сладкоголосые плакальщики вроде Бинга Кросби. Даже преуспевающие оркестры, вроде оркестра Пола Уайтмена, сократили количество музыкантов.

Борьба за выживание привела к качественным изменениям в индустрии. В поисках работы джазовые музыканты стали присоединяться к танцевальным оркестрам, существовавшим до этого параллельно джаз-бэндам и игравшим то, что мы сейчас назвали бы поп-музыкой. Эти оркестры играли музыку, записанную в виде готовых партитур, однако солисты получили право импровизировать после достаточно вольного воспроизведения обусловленной аранжировкой темы.


Время биг-бэндов

Далеко не все ранние оркестры подходили по своему составу под современное определение биг-бэнда. Первые биг-бэнды включали три трубы, один тромбон, три саксофона и ритм-секцию, состоявшую из фортепиано, гитары, баса и ударных; только к середине сороковых сложился ставший классическим набор: четыре трубы, пять саксофонов (два альта, два тенора и баритон), четыре тромбона и ритм-секция.
Прорыв в будущее

Великий скоморох Бенни Гудман

К 1933 году фундамент "свингового" стиля был заложен, дело оставалось за признанием публики. После нескольких лет полутраурной сентиментальной музыки, доминировавшей на радиоволнах, люди хотели чего-то, поднимающего дух. И именно свинг лучше всего выражал видение будущего в радостном свете, так что коммерческий прорыв этой музыки на популярную сцену был только вопросом времени. Но необходим был кто-то, кто должен был дать этому толчок. Принимая во внимание социальный контекст того периода, этот человек должен был быть отличным музыкантом с железной самодисциплиной и хорошим пониманием структуры музыкального бизнеса; но главное - он должен был быть белым.

В 1935 году такой человек был - Бенни Гудман, "великий скоморох", сделавший свинг массовым коммерциализированным феноменом - именно после его концерта в Palomar Ballroom в 1935 году началась всеобщая свинговая лихорадка.

Свинг стал музыкой надежды. Свинг стал музыкой для зажигательных танцев. Свинг стал музыкой юности. Но самое важное - свинг стал музыкой-обещанием. Это было обещание большей расовой терпимости, демократического равенства, исключительности без примеси шовинизма, разрядки в социальных отношениях. Истинная красота свинга заключается не столько в какой-то конкретной благородной цели, но в том, что его принимали все. Мужчины и женщины, молодые и старые, черные и белые - все находили какую-то сторону, привлекавшую их в этой музыке. Краеугольным камнем идеологии свинга стали терпимость и взаимоуважение.

Расцвет

Свинг был везде - от нью-йоркских ночных клубов до школьных выпускных, от придорожных забегаловок до собраний "Лиги юных коммунистов" (была и такая!). В 1938 году в Чикаго на устроенный на стадионе концерт с участием оркестров Томми Дорси и Эрла Хайнса собралось более 100 тысяч человек. Газета Chicago Daily Times назвала этот концерт "наиболее истеричной оргией радостных эмоций, когда-либо засвидетельствованной в Америке".

Поклонники с нетерпением ждали каждого нового номера журналов Downbeat и Metronome, чтобы узнать, какое место занимает их любимый оркестр в чартах или какой оркестр переманил к себе известного солиста. Открылось невероятное количество танцзалов и были построены такие "дворцы танцев", как Hollywood Palladium, вмещавший в себя тысячи танцующих пар. Потерянная надежда? Эра свинга. В то же время свинг стал и весьма прибыльным бизнесом - доходы звукозаписывающих компаний взлетели от жалких 2,5 миллионов долларов в 1932 году до 36 миллионов в 1939-м.

И закат…



Сейчас часто обсуждают причины заката эры свинга, мнения высказываются очень разные, но большинство сходится на двух основных причинах. Первая из них - прямое влияние экономических условий Второй мировой войны. Многие музыканты были призваны на фронт (или записались добровольцами, как Гленн Миллер). Оставшиеся оркестры пострадали от лимита на бензин и полуночного комендантского часа, введенного во многих городах. 30%-й налог на развлечения, выплачиваемый от стоимости проданных входных билетов, вынудил владельцев клубов нанимать небольшие группы, которые обходились дешевле.

Из-за дефицита сырья производство музыкальных автоматов было полностью остановлено (а они были для свинговых оркестров одним из основных источников дохода). И словно всего этого было недостаточно, начавшаяся 1 августа 1942 года забастовка профсоюза музыкантов уничтожила возможность выпускать новые.

В течение 27 месяцев (а в индустрии развлечений это вечность) единственным способом заработать для оркестров было аккомпанирование на сессиях звукозаписи певцам, которые не были членами профсоюза. Содержание оркестра из 17 человек никогда не было дешевым удовольствием, но теперь оно стало просто невозможным.

Вторая, и, возможно, главная причина угасания популярности свинга - его идеология, оказавшаяся хотя и благородной, но слишком идеалистичной для своего времени и, следовательно, несостоятельной. Социальные отношения улучшились, но все же не достигли желанного уровня взаимопринятия. Годы Второй мировой войны стали последними годами эры свинга. Женщины, оставшиеся без партнеров для танцев (а мы не должны забывать, насколько тесно свинговая музыка связана с танцами), стали принимать романтические баллады Синатры с большим восторгом, чем заводную музыку биг-бэндов.

Во многих оркестрах творчество уступило место стандартизованной рутине, и в среде музыкантов, с одной стороны, завоевывал признание би-боп как более "интеллектуальная" и технически изощренная форма джаза, а с другой - так называемый New Orleans Dixieland Revival, возродивший интерес к раннему нью-орлеанскому джазу. И, наконец, телевидение, ставшее доступным для многих, заняло трон "короля развлечений", ранее принадлежавший танцзалам. К 1947 году Вуди Хёрман, Гарри Джеймс, Томми Дорси, Бенни Картер, Лес Браун, Чарли Барнет и Арти Шоу распустили свои оркестры.


 

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0




 
 
 


TOP 4

Верни девушке первоначальный облик