



Топ-4 диска недели. Franz Ferdinand, Сегодняночью, Common.

Текст: Николай РЕДЬКИН
Пока обычные люди отдыхают в январе положенные десять дней, артисты строгают свои треки и доводят их до ума. Итак, кибернетический хип-хоп, творческую переработку советской эстрады, джентльменский диско-панк и антикризисный ритм-н-блюз - вот что мы имеем сегодня.
Franz Ferdinand - Tonight: Franz Ferdinand
Стиляжные джентльмены Franz Ferdinand теперь могут вести себя как полноценные рок-звезды калибра R.E.M. или The Rolling Stones - выпускать альбом раз в три года, а оставшееся время турить по миру. Забавно: каждая пластинка шотландцев так или иначе обыгрывала их название (к примеру, предыдущий альбом назывался "You Could Have It So Much Better With FF"), и это не случайно: уровень самолюбования здесь зашкаливает. Сумасбродный, но при этом вполне джентльменский диско-панк с налетом фанка, сухими, отточенными риффами и хрюкающими клавишами ("францы" вообще неровно дышат к России: обложки прошлых пластинок воспроизводили графику 1920-х годов, а "Tonight" записывали с помощью советских синтезаторов "Поливокс") - особенно примечательно в этом плане восьмиминутное торжество аналогового звука "Lucid dreams".
Альбом уже называют одноразовым, но не верьте никому. Во-первых, есть совершенно потрясающие по своей мелодике вещи вроде "Live Alone" или "Twilight Omens", во-вторых, музыка FF не знает половых и возрастных различий: с одинаковым успехом их может слушать и пионер, и пенсионер. Ну и наконец - эти дяденьки уже ничего никому не должны доказывать: два слова их названия вписаны советским шрифтом в музыкальную историю 2000-х.
Масса Крыма - 1-я серия
Милая девушка Евгения Борзых несет в наш сумрачный мир заряд солнечной бодрости: на ее хрупких плечах покоятся несколько музыкальных проектов с оторванными названиями вроде "Dsh! Dsh!", "Прогоним песню" или "Банда овощей". "Масса Крыма" - один из них. Концепция (а она есть в каждой из детищ Борзых) здесь следующая: берутся записи советских биг-бэндов 30-х годов и на них наслаивается задорный голос Евгении, распевающей про коварных разлучниц и влюбленных учеников младшей школы. Очень жизненный, веселый и в хорошем смысле русский альбом.
Common - Universal Mind Control
Метросексуального вида рэпер из тех, что не особо светятся по MTV, скооперировался с Фаррелом Уильямсом (хитмэйкером-многостаночником, писавшим в том числе для Мадонны). Получился бодрый, нашпигованный всяческой электроникой и шипением синтезаторных примочек, хип-хоп, который воспринимается как эдакий энергетический коктейль для ушей. В навыках считки Коммону не откажешь, да и вкус у него отменный: пригласить на подпевки Мартину Топли-Берд (бывшую пассию экстремала Трики) - это знак хорошего тона. Абсолютно кибернетическая пластинка - буревестник грядущей (и уже бывшей лет двадцать назад) роботизации всего хип-хопа.
Сегодняночью - Проституция
"Сегодняночью" - группа начала нулевых, когда нефть только начинала расти, а слово "рокапопс" еще содержало в себе какой-то смысл. Тогда группу невзлюбили - снимающих британский лоск бэндов в то время было пруд пруди (кто-нибудь скажет мне, куда девались команды вроде "Мультfильмов" или "Торбы на круче"?), и затеряться в их толпе новичкам не составило труда. Теперь времена другие: вот и вместо анемичного брит-попа СН играют хлесткий рок-н-ролл в первобытном его понимании (хотя в таком случае больше подойдет опошленное нынче слово "ритм-н-блюз").
Они нашли, наконец, свое лицо: и название их альбома - пусть не пощечина, но щелбан общественному вкусу. Там, где у Ильи Лагутенко ирония - у "Сегодняночью" едкая и зубастая злость ("Сколько стоит емэйл Бен Ладена?"). Там, где группа "Ундервуд" задействует милые лингвистические шалости - СН говорят открыто и не стесняясь ("Никто не может унять эту свору"). Наконец, там, где (прости, Господи) Рома Зверь капает на мозг девчонкам-практиканткам, эти ребята играют в настоящих рок-н-ролльных героев, для которых девушка - на один вечер, а грамм кокаина - на одну понюшку. Прекрасная пластинка, именно то, что нужно во времена Великой Депрессии.

