Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург

ГлавнаяОтдыхЗвездыИнтервью С плинтусом и без. Кино и книги Павла Санаева

С плинтусом и без. Кино и книги Павла Санаева


04.12.2009
0

Текст: Оксана РЫЖКОВА

Сегодня трудно найти человека, который не знал бы имени - Павел Санаев. Но если такие все-таки есть, сообщаю - это автор нашумевшего романа "Похороните меня за плинтусом". Романа - потрясающего, талантливого, совершенно неожиданного для современной русской литературы и… немного скандального.

Но "скандального" не сексуальными сценами - помилуй Бог, и не политическими разоблачениями. Дело в том, что Павел описал в "Плинтусе" свое детство, которое прошло - на минуточку! - не в простой семье, а в самой что ни на есть звездной, актерской: мама - Елена Санаева (та самая Лиса-Алиса из фильма про Буратино), отчим - Ролан Быков (без комментариев), а дедушка - знаменитый актер Всеволод Санаев. Поэтому не удивительно, что после выхода романа многие стали обвинять Павла в том, что он якобы вынес сор из избы. Об этом, а еще о его новом фильме "На игре" (с недавнего времени Санаев выступает еще и как кинорежиссер), мы и поговорили с писателем-сценаристом-режиссером Павлом Санаевым во время его визита в Екатеринбург.

О фильмах. Своих и чужих.

- Павел, Ваш новый фильм "На игре" - о молодежи, увлекающейся компьютерными играми. Откуда в Вашем творчестве взялась тема виртуальной реальности?

- Виртуальная реальность - очень сильная вещь, она в любом возрасте может захватить так, что человек будет путать ее с настоящей жизнью. Когда я два года назад я в течение месяца играл в Bioshock, а после этого вышел из дома и увидел камеру над магазином, у меня первая мысль была: пока не засекли и не прилетели роботы, мне надо быстро сбить ее из винчестера! Видимо, из-за таких вот вещей у автора книжки (а фильм снят по книге) возникла идея написать о ребятах, которые сначала играют в компьютерные игры, а потом берут в руки настоящее оружие. Книжка была издана маленьким тиражом, ее подобрал на книжном развале сопродюсер нашей картины, который увлек ею всех, включая меня. Я заинтересовался так, что даже отказался от экранизации своей собственной книжки - "Похороните меня за плинтусом", потому что эта история показалась мне интересней.

- Кстати, почему экранизацию "Плинтуса" Вы доверили другим людям?

- Изначально фильм запускали под меня. То есть я должен был выступать как сценарист и режиссер. Я написал сценарий, а потом вдруг понял, что не могу опять потратить полтора года жизни на эту историю. Мне это просто до невозможности неинтересно! Я отказался, и мы с продюсерами стали искать другого режиссера. Пригласили Сергея Снежкина. Я сначала обрадовался, но потом, когда он взял и вместо моего сценария написал свой собственный, разумеется, огорчился.

Обложка книги Павла Санаева и кадр из фильма, снятого по ней.

- А Вы уже видели фильм?

- Да.

- И как Вам?

- Не очень. Но, может, это даже и хорошо. Представьте себе, что получилась бы идеальная экранизация, на сто процентов точно передающая мою историю. Тогда вопрос: а зачем книжку читать? А поскольку здесь другая история, с другим взглядом, более жесткая, более депрессивная, более мрачная (но при этом она все равно кого-то цепляет), то, как ни странно, мне кажется, она даже больше будет работать на книгу. И еще: если бы эта экранизация появилась года четыре назад, когда только вышел "Плинтус", это было бы опасно, потому что она могла бы перевесить книгу и сформировать о ней неверное впечатление. А теперь, когда книга уже давно живет своей жизнью, когда у нее уже есть поклонники, этого уже не может произойти. Поэтому, я думаю, что все, что ни делается - все к лучшему.

Писатель или режиссер?

- А как Вы относитесь к высказываниям людей, считающих, что, опубликовав "Плинтус", Вы вынесли сор из избы?

- Это неправильное высказывание. Да, я каким-то образом использовал элементы своей биографии в этой книжке, но это не значит, что все это именно так и было. Достаточно сказать, что бабушка не произносила монологов под дверью мамы и не умерла, когда меня от нее забрали. Поэтому неправильно взять книжку и полностью переложить ее на семью Санаевых. Чтобы закрыть все эти вопросы, я сейчас сделал сайт Plintusbook.ru, где, размещено 40 иллюстраций к подарочному изданию книги, которое выйдет в январе, и три неопубликованные ранее главы, очень смешные. Так вот, там в разделе "Часто задаваемые вопросы" я размещу статью из журнала "Караван" за 2004 год. Там будет подробно описано, как все было в семье Санаевых на самом деле, чтобы никто уже с книжкой не путал.

Семья Санаевых: дед - Всеволод Санаев, мама - Елена Санаева, отчим - Ролан Быков.

- Вернемся к Вашему новому фильму. Насколько нам известно, в 2010 году выйдет продолжение картины?

- Да, в феврале выйдет вторая часть фильма. Это больная тема, поскольку у нашего зрителя существует предубеждение насчет русского кино в жанре экшн, и тем более русского кино в жанре экшн в двух частях. Просто есть два неудачных примера вышедших в России фильмов в двух частях: "Параграф 78" и "Обитаемый остров". В обоих случаях вторая часть выступила слабее первой. Но могу вам гарантировать, что наш фильм искусственно не растягивался и сюжет в нем совершенно непредсказуем, так что будем надеяться, что наша вторая часть не подкачает.

- Павел, расскажите, как вообще вы оказались в режиссерском кресле, ведь публика уже знает и любит вас как писателя?

- Я о режиссуре никогда не думал, не предполагал, не собирался. Я ведь закончил сценарный факультет. И первый сценарий, который я написал осознанно - "Ретро для херувимов", который впоследствии стал "Нулевым километром". Он переписывался раз тринадцать, наверное: то затянуто было, то неинтересно. Я писал его под некого режиссера, который после нескольких данных мне советов вдруг заявил, что он - соавтор. Меня это очень возмутило, и я подумал: может самому попробовать снять? А как пробовать? Я же не умею. И тут мне очень помог мой товарищ - Саша Марягин, сын знаменитого режиссера Леонида Марягина, который сказал: "Режиссуре можно научиться только одним способом - брать и снимать". И я попробовал снять на видеокамеру сначала одну простенькую историю, потом вторую, потом получилась получасовая короткометражка "Каунасский блюз", которая стала уже таким опытом, после которого можно было снимать полнометражные картины.

Павел Санаев на съемочной площадке.

- И кто Вы теперь больше - писатель или режиссер?

- Сейчас мне хочется немножко отдохнуть от кино. (Кино, конечно, отличная вещь, но очень экстремальная.) Тем более сейчас я начинаю писать вторую книгу после "Плинтуса" - "Хроники раздолбая", которая должна выйти в следующем году.

- Она тоже автобиографическая?

- Отчасти.

Писательская зависть Павла Санаева

- Павел, вот скажите, можно ли научиться быть писателем?

- Да, можно. Конечно, важен талант. Но иногда нужно просто - писать, писать и писать. Я знаю очень много примеров, когда писателям говорили: "Что за дрянь вы пишете, вы никогда ничего не сможете написать". А потом из них получались знаменитые авторы вроде Джерома К. Джерома. Очень часто хорошим писателем становятся путем усердия и трудолюбия. В моем случае было, скорее, наоборот. У меня сначала получился "Плинтус", который сегодня признан уже чуть ли не классикой и издан очень большим тиражом. Хотя было бы логичнее, если бы это была уже пятая-шестая книга, если бы я шел к этому долго и трудно через какие-то неудачные вещи… А получилось, что я сразу с этого начал.

И я прекрасно понимаю, что не может быть в год по "Плинтусу", и даже в два года, и даже раз в пять лет не получится. Я очень надеюсь, что "Хроники раздолбая" получатся на том же уровне и тогда у меня будет две хороших книжки. А в кино у меня как раз обратная ситуация - надо брать усердием. Но конечная моя цель - я хочу снять такое кино, которое станет шедевром. Не знаю, когда это произойдет - в 50 лет, в 70, но мне хочется, чтобы был фильм такого же уровня успеха, как у "Плинтуса".

Павел Санаев: "У меня есть цель - сделать книгу того же уровня".

- "Плинтусом" Вы сами себе подняли планку очень высоко. А вдруг "Хроники раздолбая" не достигнут таких высот?

- Во всяком случае, я буду стараться. Но если я увижу, что что-то не получилось, я могу ее просто не издавать. У меня есть цель - сделать книгу того же уровня. Если бы к этому не стремился, не было бы смысла браться за перо. Этот роман будет более сложен для восприятия, он будет больше по объему, сложнее, он может не дать уже такого молниеносного эффекта, как "Плинтус", который читается за один вечер. Я прекрасно понимаю, что он будет попадать не в 9 человек из 10, как "Плинтус", а в 5 из 10. Но мне важно, чтобы для этих пяти человек это был тот же уровень. И для меня в том числе.

- Есть ли у Вас близкий человек, на ком можно "протестировать" новую книгу до ее публикации?

- Наверное, нет. Есть пара людей, чье мнение мне интересно, но… Наверное нет.

- А любимый писатель? Есть ли у Вас, как у писателя, эталон или пример, на который хотелось бы равняться?

- Ну, я здесь не буду оригинален. Просто весь литературный задел, основа закладывалась у меня года в 22. Это была институтская программа, из которой мне запомнилась французская литература - Флобер, Бальзак и русская - Гончаров, Достоевский, частично Толстой - эти вещи тогда для меня стали эталоном литературы. Поэтому сейчас, когда я открываю современную литературу и вижу, что она не дотягивает до этого уровня, то я не читаю более 10-15 страниц. Но бывают и приятные исключения, как, например, произошло у меня с Лукьяненко. Я после фильма решил его почитать, и был удивлен, что "Дневной дозор" - просто драма на уровне Флобера.

- А зависть у Вас бывает писательская?

- Чаще кинематографическая. Но и писательская бывает, да. У Пелевина, например, читаю что-то и понимаю, что таких интеллектуальных пируэтов я, наверное, никогда не напишу. У меня получаются какие-то другие вещи, но такой игры с мыслью, парадоксами у меня не получится. Но эта зависть белая, которая, скорее, подстегивает, а не пожирает.

Павел Санаев. Наше досье:

Санаев Павел Владимирович родился в 1969 году в Москве. Первый опыт работы в кино приобрел на съемочной площадке фильма "Чучело", где исполнил роль Васильева - очкарика в красной шапочке.

В 1992 году закончил сценарный факультет ВГИКа и написал повесть "Похороните меня за плинтусом", которая вышла в 2003 году и сразу стала бестселлером. На сегодняшний день тираж книги приближается к полумиллиону экземпляров, и она продолжает раскупаться.

С 1995 года Павел Санаев активно работал кинопереводчиком и стал автором официальных переводов для многих известных фильмов: "Властелин Колец", "Остин Пауэрс", "Очень страшное кино " и др.

В 2004 году состоялся дебют режиссера в короткометражном кино - для Литовского телевидения был снят получасовой художественый фильм "Каунасский Блюз".

Через три года вышел второй полнометражный фильм Павла - "Нулевой километр", а 17 ноября 2009 года состоялась премьера его третьего фильма - "На игре" .


х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0

      Комментариев к статье "С плинтусом и без. Кино и книги Павла Санаева" (1):

Катерина
Катерина  28.04.2011 12:50:25
Здравствуйте! Я уж и не знаю куда написать)))))Чтоб получить ответ на вопрос: Когда уже появится в продаже книга "Хроники раздолбая"???Аааа??
   Ссылка на комментарий



 
 
 


TOP 4