Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург

ГлавнаяОтдыхЗвездыИнтервью Анатолий Марчевский: "Клоун – профессия серьезная"

Анатолий Марчевский: "Клоун – профессия серьезная"


09.06.2008
0

Текст: Юрий ОВОДОВ

В волшебный мир цирка уроженец Украины Толя Марчевский попал, можно сказать, случайно. Родившись в Свердловске, но не уральском, а украинском, Марчевский поначалу выбрал ту же профессию, что и большинство жителей его родного Донбасса: стал шахтером. И, возможно, «рубил» бы уголек и по сей день, если бы не череда случайностей, круто изменивших его жизнь. Попав в цирк на замену, Анатолий столь же случайно был выбран и в качестве «заместителя» штатного клоуна. А, заслужив первые добрые слова и аплодисменты зрителей, Марчевский связал с цирком и клоунадой свою судьбу.

Злых клоунов не бывает

- Анатолий, просветите, пожалуйста: что надо сделать, чтобы стать настоящим клоуном?

- Прежде всего я бы разграничил два существующих понятия - клоун и «клоун». Первый - это тот, кто профессионально работает на арене цирка; второй - мастер лишь застольной «клоунады». В большинстве случаев люди, работающие в жанре клоунады, в обычной жизни стараются от смеха отдыхать. Если человек шутит и смеется 24 часа в сутки - это, по-моему, медицинский диагноз.

Профессия клоуна - это очень серьезно, поскольку именно клоуны являются настоящими кумирами цирка, хранителями его традиций. Зритель может не заметить отсутствия жонглера или акробата, отсутствие же клоуна обязательно бросится в глаза. Клоун - это цветной образ, уже априори вызывающий у людей хорошее настроение, улыбку и смех. Когда молодой человек выбирает для себя эту профессию, то он должен понимать, что это ответственный и серьезный шаг. Ведь нельзя омрачить исторически сложившийся образ клоуна - очень доброго и веселого персонажа, обязательного в любой цирковой труппе.

- А бывают злые клоуны?

- Бывают разные - глупые, наивные, какие угодно. Но не злые. Доброта - основа клоунады. Человек должен быть добрым в жизни, тогда и сценический образ будет добрым. Это в театре или кино актер может сыграть роль доброго человека так, что ему все поверят. В цирке это не получится: сидящий в нескольких метрах от тебя зритель фальшь и неискренность почувствует сразу.

В общем, для того чтобы стать клоуном, перед которым все будут снимать шляпу, надо им родиться. Надо быть добрым и любить людей. Так, как любил их лучший, на мой взгляд, советский и российский клоун Юрий Никулин. Он мог играть разные роли, менять одежду и образ, но не менялись лишь его истинно никулинский юмор и пронизывавшая все и всех человеческая доброта. В цирке клоун играет самого себя независимо от маски. Грим, костюм - это только форма, а содержание - это душа человека. Никакая маска не поможет, если человек злой.

Смех должен очищать

- Никулин в свое время полушутя упрекнул популярного ныне артиста-юмориста Владимира Винокура: «Мальчик, ты меня обманул! Говорил, что хочешь стать певцом, а стал клоуном». Вам Юрий Владимирович так не говорил?

- Мне он сказал иную фразу, тоже, впрочем, вошедшую в историю. Когда я только стал директором Свердловского цирка, то услышал от Никулина следующее: «Ну что, мальчик, молодец! Теперь нас двое клоунов, ставших директорами. Лучше клоун - директор, чем директор - клоун»…

- Про одного знаменитого французского клоуна говорили примерно так: «Он смеялся над всеми, но никому не позволял смеяться над собой». Про Вас можно сказать нечто подобное?

- Нет, поскольку я убежден, что «смеяться над всеми» - очень плохо. Лично я предпочитаю смеяться вместе со всеми. Всегда считал и продолжаю считать, что основа клоунады - умение вызывать у зрителей добрый смех, не унижая человеческое достоинство. Важно, чтобы смех в цирке был очищающим, а не уничтожающим, иначе это будет выступление не клоуна, а сатирика.

- Клоун и сатирик - оппоненты?

- Да, потому что клоунада должна быть понятна прежде всего детям. А ребенку унижение и уничтожение на арене не нужны: ему нужны утверждение и подтверждение того неоспоримого факта, что клоун - такой же, как и он, только - взрослый…

- Создатель знаменитого кошачьего цирка Юрий Куклачев очень гордится присвоенным ему званием «Почетный клоун США». А среди Ваших многочисленных наград есть такие, какими Вы особенно дорожите?

- Я не слишком серьезно отношусь к подобным титулам и званиям, полученным непонятно где и от кого. И гораздо больше горжусь, например, врученным мне тридцать лет назад в Брюсселе цирковым «Оскаром». Как и недавним орденом «За заслуги перед Отечеством».

Клоун-десятиборец

- Хобби Юрия Гальцева - собирание фигурок клоунов. По словам артиста, его «клоунская» коллекция состоит уже из 500-600 экспонатов, подаренных в основном на дни его рождения. А вы бы не хотели стать еще одним экспонатом этой уникальной коллекции?

- Экспонатом?! Нет, спасибо (смеется). Вы, наверное, не знаете, что у меня тоже есть подобная коллекция, и ею я тоже очень дорожу.

- И какая из этих фигурок у Вас самая любимая?

- Любимой вещь становится тогда, когда она навевает какие-то приятные воспоминания, с чем-то связана. Безусловно, в моей коллекции есть неплохие и довольно редкие экспонаты. Самой же памятной является, разумеется, уже упомянутый «Оскар».

- А любимый коллега по цирковому амплуа имеется?

- Помимо Никулина и Леонида Енгибарова моим вечным кумиром был и остается Чарли Чаплин - настоящий и никем не превзойденный не только клоун высшего мирового класса, но и комедийный киноактер.

- Между прочим, «кумир» - понятие не только артистическое, но и спортивное. С «голами, очками и секундами» Вы как-то связаны, за кого-то болеете?

- Естественно, за Россию - в любом матче и турнире. С интересом смотрю трансляции футбольных, хоккейных, теннисных матчей, а также интересные соревнования по другим видам спорта.

- А как насчет «личного участия»?

- Вы знаете, что в свое время одна из первых газетных рецензий на мою программу, опубликованная в Киеве, называлась «Анатолий Марчевский - десятиборец»? Так получилось, что моя программа реприз и клоунад была полностью посвящена спорту. В нее, например, входили номера с использованием велосипеда - с тех давних пор ставшего моим постоянным и верным спутником-партнером, - футбольного мяча, штанги для тяжелой атлетики и многих других спортивных предметов. В сумме же все это действительно тянуло на десятиборье, что и вдохновило вашего коллегу на свой опус.

- Проблем после столь серьезных нагрузок на молодой организм не возникало?

- Нет, ведь я окончил цирковое училище и физически был вполне подготовлен. Более того, перед исполнением таких сложных спортивно-гимнастических упражнений, как, к примеру, «каскад», «сальто-мортале», «флик-фляк», «окрошка» и других, я иногда даже практически не разогревался. У меня не было очень уж острой необходимости готовить свои мышцы. Я неплохо их разработал еще в юношестве - в художественной самодеятельности и на шахте в родном Свердловске.

Наполовину полный зал…

- Анатолий, есть такой анекдот: «По итогам года лучшим учителем средней школы признан отцовский ремень с армейской пряжкой». Любопытно, а Ваш сын Руслан пришел в цирк и в клоунаду без помощи «учителя года»?

- До революции в российском цирке династии были весьма популярны, цирковое мастерство передавали по наследству. Так что когда Руслан самостоятельно принял решение стать клоуном и работать в нашем цирке, я возражать не стал.

- Не опасаетесь обвинения в семейственности?

- Нет. В цирке, на манеже, за широкой спиной и громкой фамилией не спрячешься. Право развлекать публику, дарить ей смех и радость надо заслужить самостоятельно. Помочь - могу, но работать за сына не собираюсь.

- А директор цирка Анатолий Марчевский доволен тем, как трудится артист Руслан Марчевский?

- Пока что доволен. У парня, к счастью, есть и мозги, и душа, и трудолюбие. Конечно, с одной стороны, мне, как отцу, хочется, чтобы сын достиг в цирке большего. Тем более что Руслан - настоящий цирковой ребенок. Он даже родился во время гастролей, а в моих репризах начал участвовать задолго до своего официального трудоустройства.

А с другой стороны, я как профессиональный цирковой артист прекрасно понимаю, что быстрого прогресса можно достичь только в исполнении каких-то трюков. А вот стать настоящим клоуном можно, лишь прожив много лет, набравшись не только артистического, но и жизненного опыта. Исторически так сложилось, что хорошими клоунами становятся в основном те, кто достиг как минимум тридцатилетнего возраста. Возраста, когда в работу активно включаются не только органы пищеварения, но и сердце.

- Юрий Никулин был не только прекрасным клоуном и великолепным и разноплановым киноактером, но и непревзойденным мастером рассказывать анекдоты. Ну а Анатолий Марчевский «уважает» данный жанр? Можете рассказать специально для читателей журнала «RINGS-Екатеринбург» и своих многочисленных поклонников какой-то понравившийся анекдот?

- Пожалуйста, записывайте: «Пессимист видит только бесконечный туннель. Оптимист - свет в конце туннеля. Реалист - туннель, свет и поезд, идущий навстречу. И только машинист поезда видит троих идиотов, сидящих на рельсах!»

- А кем считаете себя Вы - пессимистом, оптимистом, реалистом или, быть может, машинистом?

- Всегда был и остаюсь оптимистом. И в обычной жизни, и в цирке. Профессия обязывает верить в лучшее. В торжество здравого смысла и добра, которое, убежден, сильнее любого зла. Только «бесконечный туннель» - не для меня. Что касается пессимистов и оптимистов среди актеров, то говорят: пессимист видит наполовину пустой зал, а оптимист - наполовину полный. Но когда я выхожу на манеж и вижу даже наполовину заполненный зрителями зал, я все равно играю для них с полной отдачей.

Наше досье

Анатолий МАРЧЕВСКИЙ - директор - художественный руководитель Екатеринбургского цирка. Народный артист России. Жанр - клоунада. Родился 9 апреля 1948 года в Свердловске (Украина). В 1970 году окончил цирковое училище. В 1980 году - Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), факультет «Режиссура цирка». Работал артистом в Киевском цирке, «Союзгосцирке». С 1994 года возглавляет Екатеринбургский цирк. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Лауреат международной премии «Оскар цирка».

 

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0



 
 
 


TOP 4