Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяОтдыхЭкстримОднокрылые птицы, или Полет на параплане

Однокрылые птицы, или Полет на параплане


16.11.2017
0

Текст: Татьяна НИКОЛАЕВА 

До земли - три километра. Над головой - тряпка. Вы висите на тонких веревочках. И летите на параплане не вниз - вверх! Все правильно, ведь вы не парашютист. Вы просто наслаждаетесь полетом на параплане.

Полеты на параплане: как все начиналось

В середине 1960-х был изобретен парашют-крыло. А уже в 1970-е французы попробовали осуществить первый полет на таком импровизированном параплане с горы. Первые парапланы не сильно отличались от парашюта-крыла - та же прямоугольная форма, та же большая скорость снижения. За 20 лет до миллениума появились парапланы эллипсоидной формы. Эта форма сохраняется и в самых современных крыльях - правда, есть одно исключение: одна из французских фирм сделала параплан, напоминающий в профиль силуэт птицы.

Средняя скорость снижения современных парапланов - около 1 м/с. Поэтому такой летательный аппарат может набирать высоту в любом потоке воздуха, который поднимается вверх со скоростью больше этой отметки. Стропы управления параплана называются клеванты. Их две - правая и левая. И чтобы сделать на параплане поворот, достаточно потянуть клеванту с нужной стороны.

Итак, с главным мы разобрались. Если парашют - для того, чтобы приземляться, то параплан - для того, чтобы летать. Самый легкий и компактный летательный аппарат помещается в большом рюкзаке. И позволяет своему владельцу не только достаточно непринужденно путешествовать с ним по миру, но и любоваться этим миром с высоты. Говорят, каждый метр вверх увеличивает площадь обзора на 30 квадратных километров. Вот уж действительно "мне сверху видно все, ты так и знай!"

Школа пилотов

Полеты на параплане. Школа пилотов

На дворе - XXI век. В России уже давно не шьют парапланы самостоятельно (а было такое время) и уж тем более не учатся самостоятельно летать на них (во всяком случае те, кому жизнь дорога). Постигать основы полетов на параплане - теоретические и практические - влюбленные в небо отправляются в специальные школы. В Москве таких школ теперь уже столько, что люди начинают выбирать ту, что расположена поближе к дому.

Постигать основы полетов на параплане влюбленные в небо отправляются в специальные школы.

В остальных частях России дело обстоит похуже. Спрос значительно превышает предложение. Однако летом многие московские школы выбираются на месяц-другой в те места, где потеплее и погода для полетов более подходящая - например, к горе Юца (Пятигорск) или горе Клементьева (Коктебель). Взяв отпуск, в те же места отправляются и многие немосквичи - учиться летать.

Первые полеты на параплане начинающие пилоты делают под контролем инструктора. Который, чтобы увести своего ученика от столкновения в воздухе с еще одним таким же "чайником", командует по рации: "Левую тяни, левую!". А если подопечный, в полной уверенности, что выполняет все указания свыше, продолжает тянуть правую клеванту, инструктор обязательно крикнет: "Другую левую тяни!" Как ни странно - срабатывает. Ученик понимает, что от него хотят, и выполняет команду!

Небо над Уралом

Счастливых обладателей парапланов в Екатеринбурге сейчас уже за полсотни точно. А лет десять назад было буквально несколько человек. Знакомились они, как правило, уже после приобретения параплана. Одному еще в Москве вместе с обновкой вручили телефон уже что-то умеющего земляка, другому подсказали: мол, есть у нас такой знакомый, ты к нему на работу зайди. По загипсованной ноге узнаешь!

Ареал обитания такого подвида человечества, как "екатеринбургские пилоты", находится в Башкирии. Поскольку в Екатеринбурге гор нет. И рядом с ним - тоже нет. Во всяком случае таких, которые подходят для полетов. Традиционное место сбора и уральских, и башкирских пилотов - дельтадром Аскарово, расположенный в 60 км от Магнитогорска. Здесь проводятся фактически все соревнования областного и регионального уровня, сюда приезжают полетать и просто так - не ради призов, а для удовольствия.

Главное, чтобы погода стояла летная. Парапланеристы - люди, зависящие от стихии. И поэтому, как язычники, стараются погоду задобрить. Например, в майские праздники приносят жертву: новичков, что приехали в это место впервые, окунают в ручей, протекающий неподалеку от лагеря.

Запредельный режим

Параплан сшит из ткани. Пусть очень прочной, пропитанной специальными составами, - но ткани. Жестких элементов у этого крыла нет. Во время полета на параплане оно наполнено воздухом. Если воздух неспокойный, если он бурлит - то параплан, скорее всего, будет складываться. Просто потому, что в какой-то его части упало давление - то есть стало меньше воздуха. Поскольку сложение для параплана - это, скорее, правило, чем исключение, пилоты учатся эти сложения отрабатывать. То есть сначала сами провоцируют крыло на опасные положения, а потом стараются неприятную ситуацию исправить. Называется это занятие SIV.

Во время полета на параплане крыло наполнено воздухом.

Есть отдельные личности, которые обнаруживают, что падать на параплане - да еще фигурно, с различными вращениями (например, спиной вперед или делая "мертвую петлю"), им безумно нравится. Несмотря ни на какие перегрузки. Такие личности называются акропилоты. Основная опасность выполнения элементов акро - трудности с возвращением в нормальный режим полета. Есть шанс так и продолжить падение. Только уже неуправляемое… Поэтому и тренировки, и соревнования, и показательные выступления по аэробатике проводятся над водой, а многие из акропилотов летают с двумя запасными парашютами.

Mad Mike (Безумный Майк - прозвище Майка Кунга, одного из основателей аэробатики): "В пилотах, занимающихся аэробатикой, есть особый свет. Конечно, они адреналиновые наркоманы, они действительно наслаждаются своими чувствами и эмоциями. Вы чувствуете это, как только встречаете парня или женщину, которые занимаются аэробатикой. Вы сразу чувствуете особый дух. Да, они немного сумасшедшие и они любят движение".

Вместе с орлами на параплане

Полет на параплане

Зимой парапланерист не торжествует, а старается улететь в теплые края. На самолете. Россияне облюбовали себе для зимовки Индию и Непал - русскую речь в тамошних парапланерных местечках теперь можно услышать куда чаще, чем немецкую или французскую. Полеты в Гималаях - над буддийскими храмами, над стаями сидящих на деревьях обезьян, над одинокими хижинами высоко в горах. В компании с орлами. Эти хищники уже привыкли к большим разноцветным птицам и не боятся подлетать совсем близко, буквально на расстояние вытянутой руки.

Некоторые, правда, пытаются сесть на параплан сверху и заставляют пилота пережить несколько неприятных мгновений, а некоторые, особо агрессивные, так и вовсе нападают. Но чаще - на крыло, а не на самого человека. Тем не менее парапланеристы птицам обычно рады. Поскольку пернатые показывают восходящие потоки воздуха - ведь они и сами набирают в них высоту. Так что орел, который по спирали поднимается все выше и выше, служит неплохой подсказкой.

Во время полета на большом параплане-тандеме один пилот занимается управлением, другой - приманивает орла кусочками мяса.

Есть люди, которые даже специально тренируют хищных птиц для полетов в компании с пилотом-парапланеристом. Одна такая группа английских пилотов почти круглый год живет в Непале. Когда англичане отправляются на старт, с ними почти всегда не только парапланы, но и птицы. И тут уж действительно есть шанс просто протянуть руку и - погладить орла по перьям. Обучение птиц происходит следующим образом. Во время полета на параплане (на большом параплане-тандеме) один из них занимается управлением, другой приманивает орла кусочками мяса.

Вкус жизни

Российские пилоты ежегодно встречаются на чемпионате страны. Последние несколько лет он проходит на Алтае, недалеко от маленького поселка с названием Курай. Отсюда уже рукой подать до Монголии, а в хорошую погоду видно Белуху. Поскольку чемпионат открытый, в алтайскую глубинку посоревноваться наведываются и иностранные пилоты. Именно с ними порой и происходят самые курьезные случаи.

Так, например, в один из первых дней соревнований в 2006 году в лагерь не вернулся корейский пилот. Кто-то из участников слышал по рации, как он говорил о своей посадке глубоко в горах и даже диктовал координаты, но связь была плохая, и на английском они прозвучали очень неразборчиво. О состоянии пилота - все ли у него в порядке, не получил ли при посадке в горах травму - ничего не было известно. Поиски корейца вечером результата не дали. На следующий день в горы отправились не только спасатели, но и несколько групп из числа участников соревнований, имеющих опыт горных походов и участвовавших в спасработах.

Товарищи корейца по команде очень беспокоились о своем друге и весьма удивлялись тому факту, что не могут позвонить ему на сотовый: "Надо же, у вас в горах нет связи"?! Корейского пилота нашли в середине второго дня поисков. Он решил выходить из гор самостоятельно и шел навстречу своим спасателям. До конца соревнований он часто улыбался, радовался жизни и рассказывал всем желающим, как ночевал один в горах, как видел следы то ли рыси, то ли медведя и как сжег в костре свои парапланерные ботинки: он боялся, что если не будет огня - нападут дикие звери.

Red Bull X-Alps, или 800 км через Альпы

Red Bull X-Alps - это труднее, чем чемпионат мира. Участникам Red Bull X-Alps приходится пройти куда более жесткий отбор. Их всего два десятка - тех, кто не только хочет, но и может совершить попытку. Red Bull X-Alps - это парапланерная гонка выживания. Ее участники стартуют в Австрии, на леднике Дачштайн. А финишировать должны в Монако. Иными словами, пилотам предстоит преодолеть 800 км через Альпы - с востока на запад.

В этом путешествии можно использовать крылья - если погода позволяет лететь - и ноги в случае непогоды. Все остальные транспортные средства запрещены. Пока рекорд дня в Red Bull X-Alps - 187 км по воздуху и 90 - пешком, с рюкзаком за спиной. К слову, швейцарец Алекс Хофер, победитель Red Bull X-Alps-2005, пролетел 80% пути и лишь 20% - прошел. Гонка заканчивается через 48 часов после того, как первый пилот доберется до Монако.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0


      Комментариев к статье "Однокрылые птицы, или Полет на параплане" (6):

Артур
Артур  30.07.2009 03:21:24
Хорошее содержание,но блин...мне объяснит кто нибудь,как сделать параплан???
   Ссылка на комментарий

Алексей
Алексей  23.04.2010 21:21:08
Как сделать параплан?? да очень просто. Берете гельвенор, немного скайтекса ну или поршера... По задней кромке сшиваете, впереди оставляете воздухозоборники. Привязываете веревки, ну и все... летите
шутка smile:)
Сейчас легче приобрести параплан и необходимое снаряжение, чем сконструировать и пошить самомму. Прошли эти времена. В наши дни купола проходят ряд тестов по безопасности.
Здоровье будет подороже денег.
Да и учиться самому не стоит. Травмоопасно . Обратитесь в ближайший парапланерный клуб.
В свою очередь приглашаю Всех полетать на двухместном параплане с инструктором и научититься летать самостоятельно в Крым на гору Клементьева (Коктебель). Опытные инструктора, современное снаряжение, теплая дружеская атмосфера...
   Ссылка на комментарий

аволодя
аволодя  28.06.2010 02:52:32
Хочу самостоятельно сшить рараплан.
Охота узнать все подробности о парапланах
   Ссылка на комментарий

vd_polux
vd_polux  28.06.2010 02:54:25
Хочу самостоятельно сшить рараплан.
Охота узнать все подробности о парапланах
   Ссылка на комментарий

vd_polux
vd_polux  28.06.2010 02:57:16
хочу узнать всё о парапланах.
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  02.07.2011 22:53:56
Парни, я сам учился летать на DISCOVERY 2... могу подтвердить опасность самостоятельного обучения) помимо неудачных стартов были и падения с травмами для меня и моего купола...
Будьте аккуратны! любите жизнь и небо! но без глупостей...
   Ссылка на комментарий



 
 
 


TOP 4

Верни девушке первоначальный облик