Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяОтдыхЭкстримПланеры в новом тысячелетии. Быть или не быть?!

Планеры в новом тысячелетии. Быть или не быть?!


10.12.2015
0

Текст: Екатерина РЫЧКОВА

До войны в Свердловской области работали 25 планерных секций-станций, в которых обучались летному мастерству около двух тысяч юношей и девушек. После 1942 года и вплоть до 60-х стране стало не до этого. Впрочем, как и после 60-х до наших дней. В первое десятилетие XXI века аэроклуб РОСТО начал программу "Возрождение планерного спорта в Свердловской области". Третье поколение планеристов - каким оно будет?

Тайна одного ангара

Спустя 35 лет в небо над аэродромом Логиново вновь взмыл легендарный планер - "Бланик Л13"

планер: история

Первые соревнования планеристов.

Первые планеры появились у нас в начале века. Точнее - в 1929 году, когда группа энтузиастов построила первый в Свердловске планер типа УС-4 (учебный, серийный, четвертая конструкция) и организовала планерный клуб городского совета ОСОАВИАХИМа (аэроклуб в Свердловске был создан позже - в 1933). Летал первенец над акваторией городского пруда.

Технология запуска впечатляет поныне. На более высокий правый берег Исети в районе моста Челюскинцев ставили планер, растягивали резиновый амортизатор, и при старте эта "рогатка" выстреливала "птицу" метров на 10-15 вверх, а дальше - свободный полет - метров 400-500 вдоль Плотинки. Немного. Но и немало.

планеризм: история

Место взлета первых планеров.

Впрочем, длинных полетов на планерах не бывает. Бывают просто короткие или совсем короткие. Даже длинный полет на планере - все равно короткий. Потому что непрерывность действия захватывает, активное участие увлекает, борьба не дает расслабиться, и каждую минуту новая, словно в калейдоскопе, обстановка спрессовывает время.

Один из крылатых лозунгов тех времен: "От авиамодельного спорта к планеру, от планера - к самолету!". В предвоенные годы он был успешно реализован. Всесоюзные слеты-соревнования планеристов стали обычным делом. Проводились они, как правило, в Крыму близ Коктебеля на горе Клементьева.

планеризм: история

Юные авиамоделисты - романтики неба.

Красные крылья над Свердловском

Позже в клубе появились серийные планеры УС-6, и уже тогда был организован и первый планеродром. Расположился он на Митькиной горе - на той самой горке между железнодорожным вокзалом и Уралмашем, где нынешний поселок "Звезда". Там, где сейчас находится техническое училище, раньше стояли два ангара, отсюда же в западном и северо-западном направлении разлетались планеры. Как память тех лет, одна из улиц поселка называется улицей Летчиков.

Остались и другие свидетельства. 18 августа 1939 года, 18 августа 1940 года и 5 декабря 1940 года - эти три даты помнят многие свердловчане. Тогда на праздниках Дня авиации и в День Конституции над городом летал красный планер. Это было действительно историческое событие, и пилоты в глазах своих современников были настоящими героями.

Тракторостарт и другие нюансы

Первые планеры, как уже говорилось, поднимались в небо с резинового амортизатора, чуть позже герои планеризма освоили очень популярный тракторостарт. Выглядело это примерно так: к трактору прицепляли трос, и тракторист, точнее руководитель тракторного агрегата, включал барабан. По мере закручивания троса планер начинал движение: первые метры курсировал на лыже, немного приподнимаясь, затем, после того как пилот ставил угол набора высоты, истребитель взмывал вверх.

Если бы в наши дни до сих пор был популярен тракторостарт, возможно, поклонники планеров выбрали для своих полетов горку в Верхнем Уфалее. Там и сейчас ловят воздушные потоки пара- и дельтапланеристы, но тогда, особенно по зиме, они летали на Верх-Исетском пруду, а летом проводили летные лагеря на Елизавете.

Верхний Уфалей: место полетов

Верхний Уфалей - отличное место для полетов.

Появлялись новые типы планеров, в том числе пилотажный Г-9, двухместный Ш-10, которые уже требовали буксировки самолетом. Тогда это освоили немногие, один из освоивших - инструктор Григорий Серитский, который выполнял на Г-9 почти все фигуры высшего пилотажа. Так продолжалось вплоть до 1941 года, пока друг за другом все юные планеристы не ушли на фронт.

Продолжение читайте на следующей странице.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки
Страницы 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


0




 
 
 


TOP 4

Верни девушке первоначальный облик