Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяОружиеОгнестрельное оружиеСоветские танки Т 35 и БТ 7

Советские танки Т 35 и БТ 7


14.04.2010
0

Текст: Сергей ШАДОВ

Советский танк Т-34 стал одной из лучших конструкций, созданных в ходе Второй мировой войны. Этот средний танк на деле доказал, что может быть универсальным и справляться со всеми задачами, возникавшими перед бронированной техникой. Конструкция Т-34 стала прообразом для разработки новых машин и во многом до сих пор определяет вид отечественной боевой техники. Но прежде чем советские танки Второй мировой стали такими какими мы их знаем, долгое время руководство армии не могло определиться с самой танковой концепцией. Все это стоило стране многих человеческих жизней.

История танков Первой мировой

немецкий танк A7V Первой мировой

Германский A7V воплощал в себе концепцию прорыва. К сожалению, некоторые советские танки Второй мировой пошли тем же путем. 

Концепция применения того или иного оружия штука далекая от теоретического мудрствования. Ведь именно от нее зависит эффективность всего оружейного комплекса. В свое время, когда порох только пришел на поля сражений, долгие годы он не играл практически никакой роли в бою. И только когда вокруг нового оружия сложилась культура применения, выработались боевые построения, своя тактика и стратегия, пехота начала теснить тяжелую кавалерию. Зачастую менять всю концепцию приходится спешно и быстро. Так, например, происходило с пулеметами во времена Второй мировой. В быстром темпе создавались специальные школы и курсы. И побеждал зачастую не тот, кто успел наштамповать больше оружия, а тот, кто сумел правильно им распорядиться. И это касается не только пулеметов. Первая мировая подарила человечеству много нового, изменив способы ведения сражений.

Первые танки были словно неповоротливые монстры, ощетинившиеся пушками. Эта концепция применения и вытекающая из нее конструкция самой машины еще долго были популярны у генералов и маршалов.  

Одним из новых видов вооружения стала бронетанковая техника. Чтобы понять логику развития танковых концепций, давайте поразмыслим, для чего эти механические монстры создавались изначально. Основной толчок для развития тяжелой бронированной техники дала позиционная война. Проволочные заграждения и пулеметные точки превратили траншеи в крепости неприступные для пехотной атаки. Танки как раз и должны были решить эту проблему. Неуязвимые для пуль и гранат, они служили тараном, пробивающим для пехоты путь к вражеским солдатам. Поэтому танки Первой мировой войны были словно неповоротливые монстры, ощетинившиеся пушками. Эта концепция применения танков и вытекающая из нее конструкция самой машины еще долго были популярны у генералов и маршалов. Разрушить ее сумела лишь боевая практика.

Советский тяжелый танк Т 35

советский танк Т 35

Т-35 стал, пожалуй, самым неудачным советским танком Второй мировой.

В СССР в 30-х годах началась разработка так называемого тяжелого танка прорыва Т-35, исходя из той идеи, что Красная армия будет воевать только на чужой территории, а там ей придется ломиться через мощные укрепрайоны. Советский танк Т 35 был воплощением идеи передвижной крепости. Вес этого русского танка достигал 50 тонн. Огневая мощь Т 35 была сосредоточена в пяти башнях. В главной башне танка Т 35 было установлено орудие калибра 76 мм. В двух поменьше - 45-мм пушки

. Остальные занимали 7,62-миллиметровые пулеметы. Обслуживал танк Т-35 экипаж из 11 человек. После долгих технологических неудач танк Т 35 был таки поставлен на поток. Всего в период 1933-39 гг. этих боевых машин было изготовлено 63 единицы. Надо отметить, что через многобашенную концепцию прошли многие страны. В Японии был тяжелый танк "тип 95", в Германии средний Pz.Kpfw NbFz V, а в Великобритании легкий "Викерс Mk.E". Впрочем, до Второй мировой почти все от подобных монстров отказались.

советский тяжелый танк Т 35

Реальность Второй мировой быстро поставила крест на существующей концепции советских тяжелых танков прорыва.

Как же проявил себя в бою советский танк Т-35? А никак. Начавшаяся в 1941 году война не имела ничего общего с той концепцией, под которую создавался этот тяжелый танк. В условиях неожиданного нападения, ни о каких прорывах мощных оборонительных линий речи уже не шло. Приходилось сражаться с мобильными танковыми группами. Плохо управляемый огонь (командиру приходилось контролировать совместные действия 10 человек и отслеживать стрельбу из пяти башен), неповоротливость и откровенно слабое вооружение сделали советский танк Т-35 легкой добычей вражеских танков. Зато его образ навсегда остался в нашей истории - ведь именно он изображен на знаменитой медали "За отвагу".

Советский легкий танк БТ 7

советский танк БТ 7

Скоростной БТ-7 стал воплощением иной концепции советских танков. Пойди Вторая мировая по другому сценарию, он бы проявил себя лучшим образом.

На вторую танковую концепцию Советского Союза повлиял опыт уже другой войны. Гражданской. На этот раз на танковые соединения решено было переложить тактику действий кавалерии. По задумке легкие и быстрые боевые машины должны были не только сопровождать пехоту, но и, прорываясь за линии укреплений, действовать мобильными ударными группами. Скорость танка тут была важнее мощи. Поэтому разработанный в 1933 году новый советский "ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия" БТ-7 стал полной противоположностью тяжелого Т-35. Вес танка БТ 7 - всего 13,9 тонн. Экипаж - 3 человека. Вооружение БТ 7 - пушка калибра 45 мм и пара пулеметов 7,62 мм. Зато скорость - 52 км/ч на гусеничном ходу. А если снять траки советского танка БТ 7 и отправиться в путь на колесах (такая возможность была предусмотрена), то можно было развить запредельную для танка тех лет скорость в 72 км/ч.

немецкий танк Pz.IV Второй мировой

Вермахт сразу сделал ставку на средние танки. Перед вами Pz.IV - самая массовая машина германских танковых войск.

В принципе советский танк БТ-7 получился весьма удачным. До войны было выпущено 5328 легких советских танков БТ 7 в различных модификациях. Боевое крещение танки БТ 7 прошли еще в боях на Халхин-Голе. Правда, уже тогда обнаружились некоторые изъяны легкого танка БТ 7 - отсутствие средств связи, плохая защита и управление, требующее от механика-водителя немалого мастерства. В конце концов, концепция советских легких танков, столкнувшись с реалиями Второй мировой, показала свою несостоятельность. Хотя в своем классе советский танк БТ-7 был одним из самых лучших в мире, на поле боя он не выдерживал конкуренции с немецкими массовыми средними танками Pz.III и Pz.IV. Чтобы бороться с немецкими "бронированными кулаками", нашей армии понадобилась новая концепция, а к ней и новый средний танк с мощным вооружением. Им стал знаменитый танк Т-34. Но это уже совсем другая история.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0
Оружие Великой Победы - узнай, каким оно было!



      Комментариев к статье "Советские танки Т 35 и БТ 7" (30):

Radar
Radar  06.01.2011 17:59:01
Ещё один интересный танк не упомянули - КВ2. А жаль, хотелось бы и о нём почитать.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  18.02.2011 20:18:37
Поиски концепции ?
Как же бились бессонными ночами советские конструкторы в её поисках !
Но ничего кроме тачанки, на ум не приходило.
Тогда поехали с США, и закупили лицензию на схему танка Кристи.
И дело пошло как по маслу.
Сначала БТ, а потом Т-34.
Слава советской науке и лично тов. Сталину ! Ура ! (кто не кричит записываю, пойдут по 58 ст.)
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  19.02.2011 15:32:51
Ярослав вас почитать так если бы не штаты союз бы загнулся... Если уж говорить о родоначальнике танков и танкостроения и первом советском танке то это был КС или Рено русский. Да серия БТ по факту и есть Кристи купленная в штатах. И что тут такого зазорного? Если в стране не хватает спецов для проектирования и создания хорошего танка разве зазорно его купить там где он есть? А в 34-ке от Кристи использовалась исключительно тип подвески и то потому, что идею торсионной подвески (к стати свою отечественную разработку), хоть она и была уже разработана, до войны реализовать в 34-ках не успели. Вы кажется не совсем правильно поняли слово концепция. А статья, к сожалению, слишком поверхностная и обрезанная для рассмотрения вопроса концепции танкостроения.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  19.02.2011 16:08:17
Пардон, про копирование французского Рено, я забыл написать.
Это конечно был важнейший прорыв, что и говорить.
Так лихо начали, а потом из-за отсутствия новых образцов
для копирования дело заглохло.
Ничего зазорного в этом действительно нет.
Особенно когда, дурно скопированные иностранные образцы не выдают за
отечественные изобретения, сопровождая это истеричным патриотическим завыванием про
первенство чуть ли не во всем на свете.
Статья поверхностная и местами нелепая, согласен.
Загнулся бы союз без штатов во вторую мировую ?
Безусловно так бы и было. Германия и Япония просто поделили бы его между собой.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  19.02.2011 16:45:42
Мил человек единственная страна которая правильно определила концепцию использования танка была Германия потому и танки у них были более подходящие к этой концепции Т-34 был сконструирован талантливыми людьми и все кроме типа подвески в конструкции танка оригинально. Но опять таки пардон вы же не будете утверждать что в какой то стране бездарные конструкторы, только потому что они используют, к примеру автоматику на отводе пороховых газов из канала ствола, не ими придуманную? В таком случае в штатах или Канаде или Британии или еще где, живут вообще тупые люди потому, что используют переменное напряжение, принцип которого вместе с технологией разработал серб Тесла; или трансформаторы сконструированные русским инженером Яблочковым.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  20.02.2011 14:14:31
"концепция использования" это иной вопрос - военный, стратегический.
А мы же вроде про железо толкуем ?
Германцы, конечно, очень здорово придумали свои танки, но не торопились их строить.
В то время как в СССР, уже имелись тяжёлые КВ, в Германии тяжелого танка не было даже в чертежах.
Самый массовый немецкий танк Pz-3 едва дотягивал по характеристикам до БТ.
Тигр же, как я думаю, плод не правильной концепции, а плод скорее немецкого технологического совершенства.
При чём тут серб Тесла, живший и работавший в штатах.
Давайте сразу уж про Менделеева. Я разве против.
Гении всегда космополитичны, и существуют вне связи с государственными режимами.
Будучи человеком, можно быть патриотом только планеты Земля, остальное дегенератизм.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  20.02.2011 22:15:57
Что я вижу Ярослав, вы что же и впрямь считаете, что концепция использования может существовать отдельно от железа? Получается что голова отдельно ноги отдельно? Немцы как и советы в 41 году были в стадии перевооружения и оба страдали концепцией блицкрига и оба готовились к войне на территории врага, только вот разница в том, что немцы предполагали вести войну танками поддерживаемыми пехотой, а советский союз пехотой при поддержки танков. Отсюда и упор у немцев на средние танки, а у советов на легкие. Что же до тяжелых танков я так думаю немцы под Киевом на Змиевском валу и под Москвой в 41 году поняли, что при штурме хорошо укрепленных оборонительных сооружений средние танки мало пригодны.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  20.02.2011 22:21:50
Гении космополитичны? Не смешите меня, гений рождается и растет в определенном социуме и в этом социуме формируется их мировоззрение это плоды их трудов космополитичны. Но позвольте спросить не вы ли в предыдущем своем посте говорили о бездарности советских конструкторов?
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  20.02.2011 22:36:43
Да не поняли меня ! О железе и его концепциях можно говорить чисто с технической утилитарной точки зрения, и вне всякой связи с военным делом, как о чистой механике и инженерном искусстве. Я так и пытался делать, чтобы не лезть в военно-исторические дебри.
А в остальном я полностью согласен. Именно так, по моему мнению тоже, дело и было.

Я очень люблю военную технику той эпохи, думаю даже что-то прикупить в гараж. Но пока не нашёл ничего аутентичного за вменяемые деньги. В продаже очень много новодела.

"...танками поддерживаемыми пехотой, а советский союз пехотой при поддержки танков..."
Хотя странно, у немцев ведь было совсем немного танков, а у СССР бесчисленная армада, и концепция должна была бы выглядеть наоборот. Наверное, правильнее было бы сказать , что у советов концепцией было количество, а не то кто кого должен поддерживать.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  21.02.2011 14:18:33
"...не вы ли в предыдущем своем посте говорили о бездарности советских конструкторов?"
я.
дело не конструкторах, а в безграничных возможностях сов. промышленности клепать танки в любых количествах. Вот отечественная концепция. Количество в ущерб качеству.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  21.02.2011 14:47:51
Извините Ярослав, конечно если говорить об инженерном искусстве совсем другое дело... Что касается количества танков в союзе, то их большое количество не определяет концепцию их применения. Великое количество танков скорее устрашающий фактор для вероятного противника и успокаивающий для мирного населения - мол вон какая у нас армада.
И что хотелось бы еще сказать, точнее заметить такой интересный факт - концепцию танковой войны и применения танковой техники в германии разработал Манштейн, основываясь на трудах английских и советских (как это не парадоксально) вояк. Но вот, что интересно, упор на танковые удары поддерживаемые другими родами войск до первой мировой сделали только немцы, у англичан да и во всем мире концепция применения танковой техники была такая же как в союзе.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  21.02.2011 17:50:34
Еще бы ! Кто же не помнит книгу Триандафиллова В.К "Характер операций современных армий" и иже с ним.
Абсолютно отмороженные идеи молниеносной наступательной войны. Танковые клинья, глубокие прорывы.
Немцы тут были учениками. Куда там нацистским идеологам до идеи, типа Всемирного Советского Союза.
Однако в чисто военном прикладном аспекте, педантичные сверхорганизованные немецкие военные оказались не голову выше советских учителей. Разгром Красной армии в 1941 - беспрецедентный, в мировой истории войн, успех.
Всё это очевидно даже если совсем не читать книг В. Суворова.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  22.02.2011 21:50:00
Да и интересно то, что по всем законам военных войны, в сложившейся ситуации, союз действительно должен был проиграть еще в конце 41-го. Ан нет и немцы к концу 41 стали ступор. Вообще 41 год - год загадок, мне к примеру до сих пор не понятно как союз мог терпеть такие поражения, отчасти это можно объяснить бездарным руководством весь почти 41 год и потом почти весь 42. Отчасти действие молниеносного удара, но это первые месяца два, а потом?... И все равно много неясного.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  22.02.2011 22:09:17
Ну, ступор этот, можно легко объяснить отсутствием ресурсов.
Элементарно закончились боеприпасы, топливо, запчасти и пр.
У немцев всю войну было с этим туго.
Отступая от темы, хочу вспомнить советские сказки о "зверских бомбардировках и артобстрелах Ленинграда". Странно, так сильно бомбили а город почему-то цел остался ?
Сразу вспоминаются Дрезден, Мюнхен, Гамбург от которых за один налёт не осталось камня-на-камне.
Мало было у немцев ресурсов, а запасённых не хватило. Масштабы не те, не Франция.

"...Отчасти действие молниеносного удара, но это первые месяца два, а потом?... И все равно много неясного..."
И потом было абсолютно тоже самое. Абсолютно безумные приказы, и нежелание или неспособность разбираться в реальной обстановке.
Ну и опять же проблема с ресурсами. Гигантские военные запасы были потеряны, и ничем долгое время не восполнялись. Остатки военной промышленности находились в стадии эвакуации. Кадровая армия почти полностью разгромлена. Так что ничего удивительного тут нет. Достаточно вспомнить бездарные попытки Жукова прорвать блокаду Ленинграда и судьбу 2-й ударной армии.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  23.02.2011 01:46:04
Нет Ярослав вы меня не поняли попробую объяснить в двух словах... Через 2 месяца войны немцы берут Смоленск, до Москвы остается меньше двух сотен километров. И тут основную часть группы армий центр немцы разворачивают на юг. Это еще понять можно линия фронта была слишком неровная группа армий юг застряла на Киевском укрепрайоне и долго не могла его взять. Тем более учитывая, что и у немцев и у советов южнее Смоленска образовалась ничем не прикрытая брешь. И дальнейшее наступление на Москву означало увеличение этого разрыва. Но какова ляда, немцы, ликвидировав этот выступ не вернули части группы армий центр назад и не продолжили наступление? Напротив они двинулись дальше от Киева на юг т.е. берут Крым и лишь через два месяца возвращаются к наступлению на Москву со Смоленского направления. Тем самым теряют стратегическое преимущество, дают возможность построить под Москвой глубокую линию обороны и к битве за Москву стянуть часть войск из Сибири. И таких казусов в 41 да и в 42 годах хватало, местами абсолютно алогичное поведение и с одной и с другой стороны.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  23.02.2011 03:01:52
Что еще хотел бы добавить к описанной мной ситуации - такое нелогичное поведение немцаф, в июле-сентябре 41 года, больше похоже на русский авось, нежели на немецкий педантизм.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  23.02.2011 13:43:31
Ааа , вот теперь понял, о чём идёт речь. Читайте книгу "Застольные речи Гитлера"
Этот параноик, страдая манией величия, считал себя гением военной науки и во время осенних обострений сам командовал, вместо генералов. Именно такова история "ударов на юг". Как первого так и второго. Его вообще тянуло на юг, на Кавказ и в Индию. От рассуждал об этом бесконечно. "Москва подождёт, русским всё равно конец."
Это точно такое же безумие и нежелание изучать реальную обстановку как и у советских вождей. У Сталина, также, академик Бехтерев диагностировал параною.
   Ссылка на комментарий

Куритель
Куритель  25.02.2011 22:23:07
""...........Я очень люблю военную технику той эпохи, думаю даже что-то прикупить в гараж. Но пока не нашёл ничего аутентичного за вменяемые деньги. В продаже очень много новодела..."" №№№

Ярослав, а какой танк хотите покупать ? И почем нынче это удовольствие ?
   Ссылка на комментарий

Рамзес
Рамзес  28.02.2011 14:20:40
Он уже купил Т-3, наполовину новодельный, восстановленный из хлама.
И теперь горько плачется, как его кинули.
А по поводу бухания и блевания, то чья бы корова мычала.
После скандала в фейсбуке, это просто смешно.
   Ссылка на комментарий

Пётр
Пётр  01.03.2011 17:42:54
Бу-га-га. smile:) Я тоже это видел.
Но начальство я бы так дразнить не рискнул.
Смотрите, прикроет вместе с сайтом. smile;)
   Ссылка на комментарий

Абсолютно анонимный аноним
Абсолютно анонимный аноним  01.03.2011 17:56:05
Не прикроет. Он у нас большой либерал.
В крайнем случае морду набьет.
Ярослав, Вам, пардон, не скучно там под пальмой ?
Неудивительно что Вы тут висите. Вот развлекуха то !
Совсем заняться нечем.
А вроде счастливый человек. Все цели в жизни достигнуты - другим и не снилось такое.
Советую. Подарите всё благотворительному фонду и езжайте в Сведловск в хрущовку.
Устройтесь в ЖЭК сантехником. И конец депрессии. Как у Витгенштейна.
   Ссылка на комментарий

Ярослав
Ярослав  02.03.2011 02:47:32
А сам то не хочешь последовать примеру Витгенштейна ? Я не столь амбициозен, и найду себе развлечение менее извращённое.
А тебе Аркадий, я куплю хрущёвку в Сведловске, хоть целиком, будешь там мажордомом.
Согласен ?
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  02.03.2011 04:01:09
Господа заокеанские - Рамзес, Петр, Аноним; кто-то из вас, в одной из тем, помнится сетовал на то, что на Российских сайтах много много хамства и грязи? Мол мы дикари цивилизации не знаем.
НО СТОЛЬКО ГРЯЗЬ И ХАМСТВО ПРИВНОСИТЕ ВЫ и это отчетливо наблюдается. Так вам ли нас учить уважаемые?
   Ссылка на комментарий

Абсолютно анонимный аноним
Абсолютно анонимный аноним  02.03.2011 12:02:34
Да не было у Витгенштейна никаких амбиций. Напротив он уехал в совок для того, чтобы вести, как ему казалось, естественную здоровую жизнь.
Это downshifting, Ярик, эти типичнейший дауншифтинг, о котором ты толкуешь бесконечно. И это как раз для тебя.
И это лучше чем твои бесконечные свехдорогие игрушки.
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  24.12.2011 18:12:13
*отфильтровано модератором* ебаная, *отфильтровано модератором*
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  24.12.2011 18:13:39
пепка *отфильтровано модератором*
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  24.12.2011 18:16:17
ПЕПКА ЕБАНАЯ
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  24.12.2011 18:18:59
титькофил ебаный этот сайт , больше ёбать
   Ссылка на комментарий

AK61
AK61  24.05.2012 23:43:06
"Тогда поехали в США и закупили лицензию на схему танка Кристи" - То есть, все автоконструкторы после Бенца - плагиаторы, все авиаконструкторы после Райтов - тоже. И все Кольты и Наганы после Уиллера - плагиаторы. Тогда и после АВС-36 МП-44 плагиат, не так ли?
   Ссылка на комментарий

Молодец
Молодец  22.01.2014 18:45:41
Доброго времени суток, товарищи! Интересная у вас тут тема. Позвольте присоединиться... Начну пожалуй с цитаты Евгения, в котором говорится о том, что Ленинград не страдал от фашистких бомбардировок, а от некоторых городов Германии не остались даже руины. Цитирую: "Позвольте наппомнить, что по официальным данным немцы по количеству бомбардировщиков намного превышают чем совесткие; Как известно, у немцов были хорошо развиты фугасные типы бомб и снарядов; Еще немцы применяли сверхтяжелые САУ "Возмездие Доры", у которых 1 снаряд был примерно с величиной Т34-85.
Кстати, про сверхтяжелые сооружения третьего рейха: было несколько неудачных сооружений, которые явно стоили не дешево: начну с маленьких:
1.Тяжелый танк E-100 Maus, который был невероятно бронирован и вооружен, но не имел пулеметов, конечно же маневренности и самый большой минус - участвовал только в самоуничтожении и отсуплении, хотя было сделано не мало единиц такой техники.
2.Сверхтяжелая ПТ-САУ Monster - Она не реализовалась, но думаю, разработка без потерь не может обойтись.
3. Сверхтяжелый линейный корабль "Бессмертный" - Он был неожиданно потоплен для фюрера из-за того, что корабль действовал в одиночку и без поддержки.
4. Сверхтяжая САУ "Возмездие Доры" - Был применен в осаде советского города (извините, забыл на каком городе). Думаю, 1 снаряд стоил ооочень дорого (он был примерно с величиной Т34-85)
5. Наконец, самый удивительный СВЕРХтяжелый танк Ratte - (Он не был реализован) танк был с высотой пятиэтажного дома, имел 2 громадных орудий с шириной несколько метров, ПВО flak, несколько пулеметов и дополнительные крупнокалиберные орудия. Экипаж состоял из 30 человек. Думаю, что этот танк не стоил того, так как русские могли что-нибудь сообразить против этого танка, как обычно smile:).
Есть еще много таких. Подробнее можете узнать в Википедии или в передаче "Суперсооружения третьего рейха", которая идет на замечательном канале National Geography.
Я - молодец, а ты - нет!smile:)
   Ссылка на комментарий

Оставить комментарий:
Для того, чтобы подписаться на обновления в обсуждении, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Форматирование | Смайлики

Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений  Символы на картинке:



 
 
 


TOP 4

Верни девушке первоначальный облик