Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяОружиеХолодное оружиеТрадиции фехтования Востока и Запада. Мифы и реальность

Традиции фехтования Востока и Запада. Мифы и реальность


16.02.2015
0

Текст: Евгений ЛАНКИН

Несмотря на то что европейское фехтование давно вошло в состав олимпийских видов спорта, его боевой предок до сих пор остается малоизвестным. На этом фоне уже успела возникнуть масса мифов. И одним из них является сказка о тотальном превосходстве восточных, а именно японских, школ над европейскими. Что ж, попытаемся, наконец, разобраться в этом вопросе и отделить зерна от плевел, а реальность от Голливуда.

 Искусство или ремесло

Миф

Японское фехтование - утонченное искусство. Все движения выверены и пронизаны гармонией. Это делает его не только боевым искусством, но и высокоэстетичным методом самосовершенствования. В Европе же фехтование грубое и силовое. Все, что требовалось от бойца - выносливость и физическая сила.

На самом деле

Это, пожалуй, один из самых распространенных мифов. Даже некоторые специалисты умудрились в него вляпаться. Виной тому элементарное историческое несоответствие рассматриваемых эпох: как правило, берут европейские системы излета Средних веков и сравнивают с японским фехтованием эпохи Эдо. Дело в том, что развитие японской системы владения мечом можно в принципе разделить на два главных периода. Первый знаменит непрекращающимися войнами. В это время самураи использовали довольно массивные и длинные мечи - тати. Да к тому же облачаясь в полный, и тоже не легкий, доспех. Техника применения тати была довольно скудной и в принципе мало отличалась от средневековой европейской рубки мечом. Никаких сложных техник, все просто и надежно.

А вот с наступлением эпохи Эдо (1603-1868 гг.) ситуация меняется. Вместо тати самураи вооружаются катанами. Более легкими и короткими. К тому же тяжелые боевые доспехи отправляются в фамильные сокровищницы. Реальностью поединков на мечах становятся стычки на больших дорогах и в тесноте темных переулков. То есть фехтование превращается из армейского в гражданское. Техника становится действительно утонченной, огромную важность приобретают методы перемещения, хорошее чувство дистанции и времени. Точность и скорость заменяют силу и натиск.

Интересно, что примерно в это же время то же самое происходит и в Европе. На смену тяжелому "армейскому" мечу приходит гражданская рапира. А вместе с ней появляются весьма утонченные, а порой даже мудреные школы фехтования. Например, испанская "Дестреза". Правда, в основе здесь лежало не малопонятное восточное чувство гармонии, а точные науки - в основном геометрия.

Технический прогресс

 

Катана - оружие, породившее массу ничем не подтвержденных мифов.

Миф

Японский меч - настоящее произведение оружейного искусства. Его куют, полируют и оформляют годами. В результате получается изящный инструмент, способный рассекать сталь и сохранять бритвенную заточку лезвия. Европейские же образцы - низкого качества, технология их проста, как табуретка.

 

Европейская тяжелая рапира - одна из вершин холодного оружия.

На самом деле

А этот миф - типичное порождение голливудских боевиков. Дело в том, что технология стальных пакетов (когда сердцевина из мягкого железа обкладывается высокоуглеродной сталью), используемая при изготовлении тати и катаны, была известна в Европе еще во времена так называемой Вендельской культуры - в VI-VIII вв. Уже тогда кузнецы изготавливали подобные мечи. Эта технология не обладает магическими свойствами, она лишь позволяет соединить в одном изделии два противоречивых свойства - упругость и вязкость конструкции в целом и твердость лезвия, способного долго держать заточку.

Впоследствии от этого метода отказались, так как уровень металлургии позволил ковать сталь, полностью удовлетворяющую потребностям бойцов, и при этом однородную. Да и знаменитый "японский дамаск", получаемый путем многочисленной сварки и проковки слоев, для Европы не был диковинкой. Он приходил с Ближнего Востока и изготавливался на месте. Мало того, из него даже делали ружейные стволы. Вообще, уровень европейского кузнечного дела был на голову выше японского. Причина проста: в Европе не было руд такой чистоты и качества, как в Стране восходящего солнца, и именно поэтому выход нужно было искать в совершенствовании технологий.

Продолжение на следующей странице.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки
Страницы 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


0


      Комментариев к статье "Традиции фехтования Востока и Запада. Мифы и реальность" (6):

Гость
Гость  09.02.2011 16:16:44
"Причина проста: в Европе не было руд такой чистоты и качества, как в Стране восходящего солнца, и именно поэтому выход нужно было искать в совершенствовании технологий." - Лол что? Это в Японии металла не было, а не в Европе. ))
   Ссылка на комментарий

abigor_6412
abigor_6412  20.02.2012 22:06:39
Очень во многом согласен, кроме того следует добавить что результатом большинства (пару раз самурайский дух все-же вышел победителем) зафиксированных в летописях рукопашных схваток испанцев и португальцев с японскими мечниками были поражение последних. Это правда ниочем не говорит.... но "в среднем по палате" уровень европейского пехотинца был выше чем в поднебесной (еще раз повторюсь я не говорю о "мастерах" я говоро о уровне подготовки солдата и его возможности выжить с минимальными потерями в схватке).
С уважением! Статья отличная, надеюсь со многих молодых лудей сможет снять розовые очки.
   Ссылка на комментарий

Иниго Монтойя
Иниго Монтойя  21.04.2012 10:00:05
abigor_6412
"поднебесная"-это китай,а не япония.
да,то,что в японии в свое время зарубили пару европейце не говорит абсолютно ни о чем.возможно они были просто торговцами и моряками,а не мастерами фехтования.
статья хорошая,только насчет того что "в Европе не было руд такой чистоты и качества, как в Стране восходящего солнца" -нелепость)
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  16.06.2012 12:38:42
маленькая ложь рождает большое недоверие. опус про руду говорит что автор сам не специалист ни в геологии ни в металллургии ни в истории. даже не потрудился изучить вопрос на любительском уровне. посему его выдёргивание из разных статей дилетантизм и графомания.
   Ссылка на комментарий

halex
halex  20.08.2012 12:42:33
А вот прежде чем критиковать - сами учим мат.часть (сорри за длинную цитату - это из Гуревича "Загадки булатной стали"). Дело не в месторождениях, а в качестве руды и характерных для местности примесях. В Скандинавии, кстати, тоже попадались природно-легированные стали...
"... Японские мастера получали кричное (восстановленное) железо из железис¬тых песков рассыпных месторождений (прим.моё - это логично, коренных месторождений в Японии почти нет, а вот пески как результат эрозии молодых гор - вполне пожалуйста).
Эти руды были бедны железом, и содержание вредных примесей в полу¬чаемой из них стали было довольно высокое. Но пески, кроме окислов железа, содержали легирующие элемен¬ты. Они-то и обеспечивали металлу высокий уровень свойств.
Очевидно, японские мастера случайно заметили: если брать руду в каком-то определенном месте, то сталь, сде¬ланная из нее, обладает особым качеством, а клинки из такой стали получаются крепкими и острыми. Они и не подозревали, что это явление наблюдалось потому, что в железных рудах, которые они использовали, содержалась окись молибдена — молибденит — и примеси редкозе¬мельных металлов.
Современной наукой установлено, что получить мо¬либден восстановлением его окислов углеродом при тем¬пературе 1200°С, как это делалось в древности, практи¬чески невозможно. В то же время совместное восстанов¬ление окислов железа и молибдена углеродом идет до¬статочно легко. Этим и объясняется удивительный факт получения в древности молибденовой стали.
Выплавленное из «песков» кричное железо проковы¬валось в прутья и закапывалось в болотистую землю. Время от времени прутья вынимали и снова зарывали, и так на протяжении 8—10 лет. Насыщенная солями и кис¬лотами болотная вода разъедала пруток и делала его похожим на кусок сыра. Мастера именно к этому и стре¬мились. Но зачем это им было надо?
Дело в том, что в процессе коррозии пористого желез¬ного прутка прежде всего разъедались и выпадали в виде ржавчины частички металла, содержащие вредные при¬меси. Железо с растворенными в нем легирующими до¬бавками дольше противостояло коррозии и поэтому сохранялось. Кроме того, полученный ноздреватый пру¬ток обладал развитой поверхностью и при последующем науглероживании обеспечивал еще до ковки сложное переплетение углеродистой стали и мягкого железа. Это переплетение еще больше усложнялось в процессе после¬дующей многократной деформации в горячем состоя¬нии.
Раскованный в полосу сплав мастер сгибал, склады¬вал вдвое, расковывал в горячем состоянии и снова скла¬дывал, как слоеное тесто. В конечном счете число тончай¬ших слоев в «слоеном пироге» достигало порой несколь¬ких десятков тысяч. Мы уже знаем, насколько такая опе¬рация упрочняет металл за счет образования колоссаль¬ного количества клубков дислокации и громадного уве¬личения их плотности. Последующая закалка клинков закрепляла высокие свойства, присущие молибденовой стали. Так на заре металлургии в Японии получали природно-легированную сталь, упрочненную пластической деформацией и термомеханической обработкой."
   Ссылка на комментарий

Replica Watches
Replica Watches  03.03.2014 14:29:09
they are extremely shining and durable. Therefore, the latest Designer Handbags UK on sale are decorated with wave dots, check and poppy embossment expressing elegant temperament. The designs of Replica Rolex sale are the integration of hale and hearty style and young elements. Brand new designing details are endowed in all discount Louis Vuitton handbags that are good-looking and practical. The best Replica Hermes Handbags are facing the collision of vintage and fashionable characters and giving us the aesthetic beauty of Replica Watches UK and time interaction.
   Ссылка на комментарий



 
 
 


TOP 4

Верни девушке первоначальный облик