Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяОружиеХолодное оружиеРубка казачьей шашкой. Мифы и реальность

Рубка казачьей шашкой. Мифы и реальность


07.08.2017
0

Текст: Антон ВЕСЕЛУХИН

Как только в нашей стране стало модным искать героические корни нации, интерес среди мужского населения к длинному клинку вырос моментально. С японским кен-до и с олимпийским фехтованием все были более-менее знакомы и чудес не ждали. Но ведь их так хотелось. Поэтому появившимся из ниоткуда преподавателям "славянских" и "казачьих" систем не составило труда заманить в свои залы тех, кто ждал очередных секретных боевых искусств. Оправдались ли ожидания? Какой на самом деле была рубка казачьей шашкой?

Рубка шашкой. Национальные особенности

Для того чтобы понять, как люди в прежние времена пользовались тем или иным предметом, достаточно представить логику их существования. При этом владеть всем объемом исторического и этнографического материла хоть и полезно, но совсем не обязательно. Простая житейская логика поможет развеять множество мифов. Например, совсем не нужно быть потомственным рыцарем, чтобы понять, что меч, превышающий разумный предел в 3 кг, уже просто не удобен ни в использовании, ни в повседневной носке, а тяжелые и неповоротливые турнирные доспехи никто в здравом уме не наденет на поле боя.

Жизненный уклад - это то, что формирует не только стиль одежды и ежедневный рацион, но и, раз уж мы говорим о воинской прослойке, так называемый оружейный комплекс.

Жизненный уклад - это то, что формирует не только стиль одежды и ежедневный рацион, но и, раз уж мы говорим о воинской прослойке, так называемый оружейный комплекс. Он же, кстати, зачастую лучше всего отражает менталитет самих бойцов. Вот простые примеры. Каждый юноша швейцарских кантонов, прежде чем его признают мужчиной, был обязан продемонстрировать умение обращаться с алебардой , то есть занять место в плотном строю свободных граждан, объединенных одним делом. А средневековый строй рыцарей атаковал разрозненной цепью ("клином" или "свиньей" они лишь поближе подбирались, чтобы свести на нет потери от стрел), в бою каждый был как бы сам за себя.

Рубка шашкой. Степной уклад

Армейские казаки

Казаки. Уже армейские, а значит, рубить шашкой их учили специально.

Но вернемся к казакам. Несмотря на то, что сегодня на общей волне национализма их записывают чуть ли не в самые большие патриоты земли русской, на самом деле казаки были по укладу и психологии своей типичными степняками. До сих пор в так называемом "казачьем" фольклоре (который подарили нам и активно пропагандируют певцы совсем других национальностей) мотив степи присутствует почти всегда. От набившего оскомину "только шашка казаку в степи жена" уже и смеяться-то надоело. Тем не менее степная вольница, кочевая жизнь и соседи-кочевники и сформировали казачий жизненный и военный уклад.

Вопреки сегодняшним расхожим представлениям о казаках как о сплоченной и эффективной армии, исторические реалии были несколько иными. Сами казаки предпочитали действовать небольшими мобильными группами. И для нападения выбирали, конечно же, не хорошо оснащенные и обученные военные подразделения, а вполне гражданские караваны. В открытом бою с армейскими частями, русскими, турецкими или польскими чаще всего казаков ждала неудача, и основной воинской ухваткой было скоропостижное бегство. Это не говорит о них как о трусах и неумехах, просто их боевое искусство не было приспособлено к открытым столкновениям. Оно было степным, а значит маневр, обстрел и неожиданная атака были гораздо важнее фехтовальной выучки.

Рубка шашкой. Каким было казачье фехтование

Рубка шашкой

Все эти фокусы  в быту казаков получили распространение уже в эмиграции. Здесь они тренируют рубку шашкой для того, чтобы выступать перед французской публикой.

Никаких сведений об особых фехтовальных умениях казаков доармейского периода у нас не сохранилось. Школ они не создали, знания не фиксировали, преемственности не было. Да и какие школы боевых искусств могли быть в банде (а именно ею и было по сути казачье сообщество). Каждый умел лишь то, с чем пришел, а если чему и обучали, то только тактике и правилам дележа добычи (говоря языком нынешним - понятиям). Да и вооружены были каждый во что горазд. В основном, конечно, восточными саблями. Ситуация изменилась, лишь когда вольницу разогнали, а атаманов поприжали. Казаки стали встраиваться во властную вертикаль и приходили служить в армейские кавалерийские полки. Особой фехтовальной выучки у них отмечено не было, о чем свидетельствует и тот факт, что основным холодным оружием казака по дореволюционным армейским уставам оставалась… пика.

Принятие на вооружение кавказской шашки - еще один факт, говорящий о понимании армейским руководством места фехтовальной подготовки в казачьих войсках. Шашкой фехтовать не то чтобы совсем невозможно, но крайне опасно. Неожиданно рубануть, выпрыгнув на горную тропу, достать клинком убегающего пешего противника - это легко. А вот скрестить клинки, брать защиты, выполнять хитрые вольты и мулине... Тут нужно оружие, и по-другому сбалансированное и совсем не так устроенное. Даже сабля годится для этого лучше шашки. Особенно если к ней приложено должное умение. О фехтовальном же умении русской кавалерии в основной массе говорить не приходится. Обучения оному налажено толком не было. Не удивительно поэтому, что известный генерал Драгомиров потом писал: "Фехтование у нас совсем не распространено, а рубить, и хорошо рубить - умеет всякий мужик, кроме разве что фабричных и более или менее достаточных горожан". Вот и рубили кто как мог.

Рубка шашкой. Что пишут уставы

как рубить шашкой

Основной прием рубки шашкой из "Устава казачьей службы" 1889 года.

приемы шашкой

Тот же Устав. В пешем строю рубить шашкой не полагалось, тут правил бал кинжал.

Основным способом кодификации военных умений были и во многом остаются армейские уставы. Давайте вместе посмотрим, что там пишут о рубке шашкой. "Устав казачьей службы" 1889 года. В нем одинаковое количество глав и страниц посвящено способам использования шашки в бою и… отдаче салюта. О последнем написали даже подробнее. Из всех действий шашкой там представлены: горизонтальная рубка, вертикальная рубка и легкий укол влево (туда просто не дотянуться рубящим ударом сидя на коне). В пешем же строю о шашке предполагалось забыть и действовать уставным кавказским кинжалом. В остальных случаях основным оружием казака выступает карабин и пика.

рубка шашкой по уставу

Так шашкой рекомендовал рубить советский Устав 1938 года.

"Строевой устав конницы РККА" 1938 год. В нем гораздо больше стало пеших действий. Исчез кинжал - его просто сняли с вооружения. Зато появился обширный раздел фехтования. Появилась стойка, классические защиты и прочие атрибуты развитой системы. Правда, в этом случае в руке у красного кавалериста не шашка, а эспадрон - специализированная фехтовальная сабля, разработанная англичанином Хаттоном. Впрочем, и все система, похоже, снята с его пособия. Когда же "Устав" переходит к шашке и действиям верхом, мы снова видим все те же горизонтальную и вертикальную рубку да легкий укол.

Рубка шашкой. Где источник мифов

Пропагандистский ансабль казаков

Этот танец к настоящей рубке шашкой не имеет никакого отношения. К настоящим казакам тоже.

Все рассказы о мастерах рубки казачьей шашкой берут свое начало в пропагандистских ансамблях песни и пляски. Именно там стали появляться ловкие "казачки", выделывающие танцевальные кульбиты и размахивающие шашкой. Причем на очень высоком уровне. Правда, не фехтовальном, а танцевальном. Очень скоро казаки, чью сословную идентичность в то время усиленно и успешно давили, стали ассоциироваться именно с этими профессиональными плясунами. Так массовая культура сформировала современный образ казаков и их воинских умений. Сами же они не виноваты в том, что потомки, привлеченные мишурой, предпочитают верить мифам, а не исторической правде. Простой, но от того не менее героической.

Редакция портала Top4man.ru настоятельно не рекомендует использовать шашку в качестве "степной жены", и за полученные в результате этого ранения и увечья ответственности не несет.

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0
Рейтинг: 2.55
1 2 3 4 5


      Комментариев к статье "Рубка казачьей шашкой. Мифы и реальность" (13):

Гость
Гость  21.07.2013 19:27:54
мой дядька погиб 16.08.45. в первом и последнем своём бою... письмо есть от его фронтового друга как он, дядя мой, их, япов, косил с пулемёта...
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  21.07.2013 19:41:08
смотрю фотки моих предков-казаков в 19-ом веке запечатлённых... Дык, никакая им шашка не нужна была,суровые были дядьки...
   Ссылка на комментарий

Борис
Борис  09.09.2013 23:30:14
Статья конечно обидная и казаков принижающая. Но... Во времена Суворова и Кутузова казаки, как воины котировались невысоко. Вызвано это было тем, что вся армейская масса и солдаты и офицеры служили по 25 лет и в результате регулярных и правильно организованных занятий достигали определенного уровня мастерства. Казаки, как воины, являются иррегулярным формированием. Были небольшие постоянные части, но основная масса призывалась под знамена во время военных действий. Естественно, если ты занимаешься сельским хозяйством, то уделять время постоянным занятиям с оружием нет возможности. Слишком мало свободного времени имелось у хуторянина или станичника. А вот во времена, когда срок службы стал семилетним и у обычных солдат и у казаков, то тут разница быстро проявилась с уклоном в обратную сторону. У казачонка перед глазами были дед, отец, братья, другие родственники и соседи кавалеристы. На коне он сидел с самого детства и к моменту службы это был готовый кавалерист. Винтовка хранилась в цейхгаузе, а шашка висела на гвозде в каждом доме. Приемы с шашкой ему показывали взрослые и уж кое-что он уже умел. Ну а на службе это оттачивалось до достаточно хорошего уровня. Соответственно был средний уровень владения шашкой, но были и виртуозы. Насчет тактики казаков, то тут автор против истины не особенно погрешил. Не считалось зазорным в действиях казачьей конницы, в случае неудачи быстро рассеяться, чтобы собраться потом в другом месте. Пренебречь преследованием противника, если имеется возможность захватить богатую добычу и заняться ее дележом (дуван дуванить). Тот же пример с Наполеоном, когда его чуть не пленили казаки, но оставив преследование бросились на богатый обоз, очень хорошо это иллюстрирует.
Говорить, что казаки, это бежавшие на Дон русские крепостные не стоит. Да таких было среди казаков очень много. Но основная масса это бывшие хазары, печенеги, часть половцев, впоследствии обрусевшие. Нам по истории говорили, что все эти народы куда то исчезли. Да никуда они не исчезали, просто сменили название и говор. Вот в книге и фильме В.И.Чапаев говорит - казара и видимо это не просто оговорка.
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  07.10.2013 13:12:24
Все эти "исторические" статьи, писаные против нашего Отечества,объединяет всегда одно и тоже-подлые оскорбления,и ни одного подтверждающего факта.
"Каждый юноша швейцарских кантонов, прежде чем его признают мужчиной, был обязан продемонстрировать умение обращаться с алебардой , то есть занять место в плотном строю свободных граждан, объединенных одним делом"))) Понятно,от куда ноги растут.И кто финансирует таких "авторов"
P.S. Мы вас били раньше и бить будем всегда)))
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  15.10.2013 00:58:14
Гаденькая статейка.
   Ссылка на комментарий

Гость
Гость  18.11.2013 04:16:46
Статья вовсе не гадкая. Похоже большинство просто не поняло о чём речь.

То, что казаки в основном занимались рейдами по тылам (вспомним рейд Уварова и Платова про Бородине) и преследованием уже разгромленного противника - так это естественно. Они же лёгкая кавалерия и таранный удар не их конёк. Но что в этом плохого? Гусары (кроме тяжёлых польских) воевали точно также. Вспомним, как казаки с гусарами не давали покоя драпающему Наполеону.)

Фехтование. Заметьте - в статье речь идёт именно о рубке, а не о фехтовании. И Драгомиров был прав - с фехтованием дела были плохи.
Но зачем кавалеристу тонко фехтовать? Его задача - рубить других кавалеристов и пехоту. И всё. А в качестве инструмента рубки неодоспешенных противников шашка как раз вполне удовлетворительна.

"Жизненный уклад - это то, что формирует не только стиль одежды и ежедневный рацион, но и, раз уж мы говорим о воинской прослойке, так называемый оружейный комплекс."

Что и требовалось доказать. Если бы казаки нуждались в тяжёлом вооружении и фехтовании, они бы вооружились до зубов и изобрели бы высокоэффективное фехтование. А раз не вооружились и не изобрели - значит не нуждались в них.
   Ссылка на комментарий

Александр
Александр  19.11.2013 02:20:13
Борис, слово "казара" действительно не оговорка, так сами себя называли уральские и оренбургские казаки.
   Ссылка на комментарий

Борис
Борис  26.11.2013 20:47:11
Сейчас модны разговоры о какой-то особенности казаков. В старину казаки были по всей территории Руси, а затем, постепенно, остались только на окраинах государства. Народ там проживал самый разный, хватало и русских. И, за много лет, образовалась смесь из местных народов, беглых крестьян и разного рода людей, ищущих вольной жизни и приключений. Государство разными способами, в течение длительного времени, сумело поставить их всех себе на службу. Выработался особого рода жизненный уклад, соответственно появилась и гордость своим свободным, казачьим званием. Стать казаком стало не так просто, как в стародавние времена. Соответственно усваивались и применялись наиболее эффективные приемы боя. У нас не было принято за какую-то пустячную обиду или сказанное слово устраивать бой, оканчивающийся ранением или смертью противника. Исключение составляло дворянское сословие копирующее западные образцы. Да, у поляков было развито фехтование на саблях, там спесивые шляхтичи часто устраивали поединки. Но вот большой вопрос, так ли уж превосходила польская кавалерия тех же казаков. Очень сомнительно. При боестолкновении кавалерийских масс не до вычурных фехтовальных приемов, тут действуют совсем другие правила и приемы.
   Ссылка на комментарий

Евгений
Евгений  07.12.2013 12:41:29
Как бы там ни было, что вспоминать старые дела? "Кто без греха, пусть бросит в меня камень". Всякое могло быть и среди казаков, и среди других воинов и простых людей. Потому что все мы - грешные люди. Но в целом, казачество всегда было военной опорой государства Российского, хранителем и утвердителем веры Православной, и что ни говорите, а нет сейчас таких войск, как казачьи.
   Ссылка на комментарий

Александр
Александр  17.12.2013 02:14:24
Шашка – главное оружие казака, которое имеет символическое и чуть ли не священное значение для казачества.
Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие. Это говорит о справедливости и благородстве казаков.
Шашка без нужды никогда не снимается со стены и не вынимается из ножен.
В Церкви в момент слушания Евангелия шашка обнажается наполовину.
Не обладающий полноправием шашку носить не смеет. А это уже знак превосходства, субординации.
Шашка — символ всей полноты прав у казака. Шашка – символ свободы.
С потерей силы старик меняет шашку на посох.
При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укладывается в гроб. Шашку и шапку казак теряет только с головой. По решению Круга казак может быть лишен права ношения оружия.
   Ссылка на комментарий

Столица Всемирного казачества
Столица Всемирного казачества  27.12.2013 08:15:22
Автор нехристь жидовский. Мало им геноцида нашего казачьего народа, так и память осквернить хотят. Шашка, как и катана является оружием одного удара. Приезжай в Новочеркасск и расскажи свою ересь на центральной площади. Тогда и увидишь , как стальная дуга мгновенно в голову прилетит.
   Ссылка на комментарий

Кубанский казак
Кубанский казак  01.02.2014 18:20:03
Уважаемый " Столица Всемирного казачеств",незнаю вашего имени - такую мразь не рубили(шашку можно замарать о кровь воина а не мрази",даже не били нагайками,а просто запарывали кнутами погонщиков скота,кнутами в навозе.


"Антон ВЕСЕЛУХИН",мразь кацапская, а скорей жидовская- да как ты смеешь вякать в сторону
казачества да шашку упоминать,кто ты мразь, прячущаяся за страничками интернета а ну покажись сука.
   Ссылка на комментарий

Сталинский Сокол
Сталинский Сокол  06.05.2014 04:31:56
Казачьи войска к началу 20-го века были полнейшим анахронизмом. Только политические соображения заставляли сохранять казаков в качестве военной силы.
Зато в 1905-1907 годах они отлично показали себя в качестве карателей. Гнилой царский режим не зря привлекал именно казаков для подавления беспорядков - пришлые в русские города и русские деревни казаки были намного более жестокими чем полицаи и военные.
Не удивительно,что после 1905-1907 года казаков русское население иначе как карателей и не воспринимало.
Не даром все политические силы Российской империи начиная с кадетов и кончая анархистами ставили задачу уничтожения сословного строения русского общества.
Политика расказачивания проведённая большевиками была совершенно необходима и безусловно правильна, т.к. дальнейшее существование в подобного антигосударственного и антиобщественного элемента было недопустимо.

ЗЫ
Если казаки были такими крутыми, то почему они продули Красной Армии?

ЗЗЫ
Высказывания столь обожаемого казаками атамана Краснова.

"Лично я, восторженно встретил нападение гитлеровской Германии на Советский Союз."

«Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру! Пусть совершат они то, что сделали для Пруссии Русские и Император Александр I в 1813 году».

«Нам нужен наш русский православный Гитлер».

«Казачья молодёжь! Чутким ухом прислушайся к Гитлеру. Скинь наигранное в советской школе комсомольское ухарство и замени его подлинной казачьей лихостью и исполнительностью».

«Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь.»

«Здравствуй, фюрер Великой Германии, несущий свободу Тихом Дону».

«Москва корежится в судорогах большевизма и ее нужно покорить железной рукой немецкого солдата».

"Нужно спасать здоровое, жертвуя больным. Русские стали жертвами национального вырождения, а казаки оказали должное сопротивление большевикам. Поэтому русскими нужно пожертвовать во славу казачества."

"Союзник и покровитель - только Гитлер, ибо только немцы и казаки - единственно полноценные нации."
   Ссылка на комментарий



 
 
 


TOP 4

Верни девушке первоначальный облик