Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяНовостиГармония непристойности

Гармония непристойности


26.01.2011
0

В Екатеринбурге можно увидеть редкие гравюры Эдгара Дега

Мое первое знакомство с творчеством Дега началось еще в студенческие годы с «Голубых танцовщиц». Тогда я имел слабое представление об импрессионистах, а познания в живописи ограничивались великими итальянцами да русскими передвижниками.

Разглядывая репродукцию в «Огоньке», я испытал настоящее потрясение от завораживающего сияния синего цвета. Но еще больше поразило изображение фигур четырех балерин на полотне, будто в срезанном кадре. Необычные ракурсы, ассиметрия… Стесненное пространство вызывало какое-то напряжение, и невесомые фигурки танцовщиц вовсе не порождали легковесные настроения. Все это не выглядело диссонансом и вместе с тем создавало редкий по гармоничности и целостности образ — настолько блистательно мастер скомпоновал все части изображенной им сценки.

Эдгар Дега. Великий импрессионист (хотя отличий от типичных импрессионистов у него не меньше, чем сходства с ними), изображавший мир балета, скачек, парижских кафешантанов. И не только…

Несколько десятков гравюр из частного собрания московского коллекционера Юрия Петухова разместились в одном из залов Музея истории Екатеринбурга. Выставка, названная «Пространство полусвета», дает уникальную возможность познакомиться с одной из тайн великого француза, создавшего графическую серию, посвященную жизни обитателей публичных домов.

Дега создавал эту серию как бы для узкого круга лиц, ее мало кто видел при его жизни, она нигде не выставлялась, и лишь в 30-е годы прошлого века графические композиции послужили иллюстрациями к изданным тогда роману Людовика Галеви «Семья Кардиналь» и произведению античного сатирика Лукиана «Разговоры гетер». В этих редчайших монографиях монотипии Дега воспроизведены в технике офорта. После смерти 83-летнего художника в 1917 году многие листы из этой серии были уничтожены братом живописца — Рене, беспокоившимся о репутации своего семейства и по-своему решившим судьбу столь «непристойного» наследства.

Уничтожены, к счастью, оказались не все листы. Три года назад сенсационные творения Дега были впервые показаны в Москве в ГМИИ им. Пушкина. Сам коллекционер Юрий Петухов рассказывал тогда, что как-то в одной французской галерее он увидел несколько листов из этой серии. Стоили они очень дорого, и купить их коллекционер не решился. Позднее пришел-таки к выводу, что листы обязательно надо приобрести. Решил еще, что следует разыскать и сами издания, которые были проиллюстрированы этими работами Дега. Но монографии были настолько редкими, что искать их пришлось долго и, казалось, поиски так и останутся безуспешными. И все же на одном парижском аукционе Петухову посчастливилось: ему удалось купить картину «Разговоры гетер». А через неделю везение продолжилось — он смог на другом аукционе приобрести и «Семью Кардиналь».

Почему Дега, всю жизнь восхищавшийся божественным Энгром, Делакруа, вдруг стал словно подглядывать в замочную скважину и пристально, обращая внимание на каждую деталь, изучать повседневную жизнь борделя? Замкнутый мир злачных мест стал для Дега целой вселенной. Он, в отличие от своих коллег-импрессионистов, не любил пленэр и предпочитал работу в студии, его мир сам по себе «непроницаем» для любопытствующих взглядов со стороны. И если Моне или Сислей отправлялись на «берег реки», то Дега — за кулисы и в кафе. Он наблюдал, впитывал, брал «на карандаш». Он не увлекался своими моделями — запечатлевая балерин, словно лишал их эротичности, только повседневный тяжкий труд, в своей отстраненности от моделей он невольно создавал иллюзию подсмотренности чужой жизни — тот самый эффект «замочной скважины», о котором писал и сам Дега. В опере его интересовало в первую очередь не столько происходящее на сцене, сколько наклон головы дамы, сидящей в зале, необычный ракурс, живописные позы…

— Обратите внимание, он не щадит своих моделей, — подчеркнула зав. отделом выставок Музея истории Екатеринбурга Нинель Бритвина, которая провела для меня, журналиста, небольшую экскурсию.

Да, какой-либо романтики или сочувствия к своим героиням нет. Обитательницы борделей — эти дамы полусвета — уже состарились: оплывшие лица, дряблые животы, тяжело свисающие груди, узловатые руки, скука на лицах или брезгливые гримасы, лень и тупость…

И, тем не менее, нет и осуждения, словно Дега напрочь лишил себя эмоций и попытался глубоко запрятать свое, личное, отношение к «барышням». Да и они его словно не видят, ни одна не позирует специально, каждый рисунок — будто кадрик все из той же «замочной скважины». И от каждого кадрика — сила и энергетика, поскольку ощущение достоверности необыкновенное.

— Как он все это увидел? Сидел рядом и наблюдал? — задаю я Н. Бритвиной, быть может, наивные вопросы.

А ответов все равно нет. Эдгар Дега — одна из самых загадочных фигур мировой художественной культуры, его личная жизнь абсолютно закрыта и до сих пор порождает многочисленные толки. Вплоть до признания его некоторыми исследователями вуайеристом, которому вовсе не нужна близость с женщиной, а целью было лишь подглядывание за ней. В молодости он неоднократно заявлял, что хотел бы стать знаменитым и неизвестным одновременно. Парадокс лишь кажущийся. Связь с проститутками могла быть в этом ключе, заключают другие искусствоведы, логичной, т. к. те вовсе не интересовались живописью, и им было наплевать, кто перед ними, и секретов клиентов они не выдавали. А как же иначе можно было с такой пронзительностью и убедительной силой изобразить полусвет, наполнив его пространство жизнью — мрачной и в чем-то беспросветной? Демократичность и вульгарность кафешантанов и борделей притягивали Дега — там он, как творец, мог найти необычные типажи и целиком отдавался созерцанию, «подглядыванию».

Писатель Эдмон Гонкур говорил про Дега: «Я до сих пор не встречал человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, душу этой жизни». С ним соглашаешься, ведь времена меняются, а пороки остаются. Эмоции, которые порождаются этой серией гравюр, понятны и не нуждаются в особой расшифровке.

К старости занятие живописью стало уже невозможным для практически ослепшего живописца, он занимался только скульптурой и редко покидал свою мастерскую. Редки были и посетители, быть может, еще и из-за несносного характера художника. Он был очень одинок — своей семьи, кроме родственников, у Дега не было. Только Поль Валери время от времени навещал своего друга. С его слов нам и известно о безрадостной жизни почти слепого гения.

Эдгар Дега умер в Париже 27 сентября 1917 года. Он хотел, чтобы его похороны были очень скромными и даже просил своего друга Жана-Луи Форена, если тот придет проводить его в последний путь и захочет сказать несколько слов, произнести что-нибудь очень короткое, например: «Он, как и я, очень любил рисовать»...

P.S. Помимо работ Дега (уточню, это не оригиналы, а гравюры с монотипий), на выставке представлены раритетные фотографии видов старого Парижа. Их Ю. Петухову удалось купить на одном из аукционов, продававшем часть архива агентства «Франс Пресс». Тема снимков — жизнь Парижа 20-х годов XX века. Быть может, кому-то эти фотографии помогут лучше понять творчество великого импрессиониста.

Факт

В честь Эдгара Дега назван кратер на Меркурии.

Новость с сайта Ekaterinburg.bezformata.ru

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки

Распечатать Вставить в блог Добавить в избранное

0


Другие новости раздела

В Музее истории Екатеринбурга пройдет День дарителя

31.05.2011
В Музее истории Екатеринбурга пройдет День дарителя
В этот день у горожан есть возможность приобщиться к музейному делу и пополнить фонды экспонатами из личных коллекций.

В Екатеринбурге начинаются трехдневные опрессовки

31.05.2011
В Екатеринбурге начинаются трехдневные опрессовки
Жителей просят быть внимательными при нахождении на территории теплотрасс и рядом с ними.

В Екатеринбурге продают аквагалерею

31.05.2011
В Екатеринбурге продают аквагалерею
Объявление о продаже выставки экзотических рыб появилось на сайте екатеринбургской биржи покупки и продажи бизнеса.

ГИБДД ищет свидетелей наезда на женщину на Бардина

31.05.2011
ГИБДД ищет свидетелей наезда на женщину на Бардина
ДТП произошло 23 мая на остановке «Ясная», напротив торгового центра «Кировский».

Фермеры: Цены на картофель осенью не вырастут

31.05.2011
Фермеры: Цены на картофель осенью не вырастут
Однако, как утверждают некоторые сельхозпроизводители, региональным властям вряд ли удастся полностью сдержать рост цен на картофель.


Новости 1 - 5 из 7743
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец




Екатеринбург
Четверг, 08 декабря, 16:19
Погода   
USD ЦБ 63,8741   EUR ЦБ 68,6902

TOP 4

Верни девушке первоначальный облик
Подпишись на недельный дайджест Top4man.

Вы делаете своей девушке эротический массаж?

 Да, регулярно! Это отличная прелюдия!

 Бывает иногда, когда она попросит. Ну, или когда мне от нее что-то нужно

 Я бы и рад сделать, да не умею

 Раньше делал, но годы семейной жизни как-то затерли всю романтику

 Нет у меня девушки, приходится делать эротический массаж себе

 А че я? Пусть лучше она мне делает!


результаты