Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяАфишаРецензии киноСамурайская сага. Четыре фильма в мужскую коллекцию

Самурайская сага. Четыре фильма в мужскую коллекцию


18.05.2009
0
Текст: Евгений ЛАНКИН 

Самураи. Легендарные воины средневековой Японии. Молчаливые. Задумчивые. Смертоносные. Образ самурая стараниями популяризаторов боевых искусств накрепко впечатался в европейское сознание. Не мог обойти его своим вниманием и кинематограф. Самурайские саги - жанр особый. Главными его элементами всегда были: одинокая фигура воина, всем словам на свете предпочитающего свой меч; неспешность разворачивающегося сюжета и дорога - путь, который зачастую проходит не снаружи, а внутри главного героя.

Этот японский жанр в свое время оказал огромное влияние на американский кинематограф. Ведь если присмотреться - в основе многих вестернов лежит та или иная киноновелла Куросавы. Да и современные режиссеры не гнушаются эстетикой самурайской саги, по-своему переосмысливая ее догмы.

Убийца сегуна. Каждый встречный может оказаться вражеским ниндзя

В 70-х годах в Японии была снята культовая серия самурайских фильмов под общим названием "Родительское бремя волка". Шесть полнометражных картин повествовали о буднях бывшего официального палача правителя, а ныне бесхозного ронина, бредущего по Японии вместе со своим малолетним сыном. И скитания эти простыми и безопасными не назовешь - профессия наемного убийцы, знаете ли, накладывает свой отпечаток.

В 1980 году сей сериал попался на глаза американцам. И тогда режиссер Роберт Хьюстон совместно с Кендзи Мисуми взяли три первые части и на их основе смастерили один фильм. Самурайская сага. Четыре фильма в мужскую коллекцию. Сюжет был немного изменен. Вместо долгоиграющего и не всегда понятного европейскому зрителю конфликта интересов японских средневековых кланов получилась несложная история о противостоянии верховной власти бойца-одиночки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Фильм был переозвучен, снабжен более бодрой музыкой, да и монтаж сделали поживее.

Вышедшая в прокат картина называлась "Убийца сегуна". Не в том смысле, что главный герой пришил военного правителя Японии, а в том, что он когда-то служил палачом. Хотя подобная двусмысленность в названии тоже добавляет фильму шарма. "Убийца сегуна" моментально стал культовым хитом. И в последствии в других фильмах не раз появлялись те или иные аллюзии. А в тарантиновской дилогии "Убить Билла" он и вовсе упомянут впрямую. Помните, в конце второй части, когда все враги, включая Билла, порублены в мелкую труху, Ума Турман спрашивает дочку: "Что будем смотреть?" - "Убийцу сегуна", - отвечает невинное дитя. И мы слышим за кадром зловещую музыку - главную тему фильма.

Затоичи. Деньги, кости, два меча

Фильм великого и могучего Такеши Китано, вышедший на экраны в 2003 году, собрал массу кинематографических наград и моментально стал культовым. Конечно, история о путешествующем по Японии слепом массажисте - мастере меча была придумана задолго до появления на свет того же Китано. Затоичи вообще является одним из любимых персонажей фольклора Страны восходящего солнца. В свое время и самими японцами было создано множество кинокартин о его похождениях, и даже Голливуд не прошел мимо - в 1989 году на эту тему был снят фильм "Слепая ярость" с Рудгером Хауэром в главной роли.

Но в отличие от предшественников Такеши Китано сумел (чего тут удивляться, товарищ проверенный) создать поистине стильный и захватывающий фильм. Сложные линии сюжета приводят главных героев (самого Затоичи, молодого ронина, парочку гейш) в забытый богом городок, где как водится, бесчинствуют злобные якудза. Вот тут-то и сходятся все линии. Ронин, так долго искавший достойного противника, получает на свою голову все, чего жаждал. Гейши находят своих давних врагов. Массажист нарезает мелкими ломтиками главу клана ниндзя. Ну а криминальный элемент, разбрызгивая кровавее слюни, покидает общественную сцену. И все это до дрожи красиво под нервные, но от того не менее прекрасные, фольклорные напевы.  

Пес-призрак. Путь самурая. Черным по белому

Когда за переосмысление японских норм и обычаев (скажем честно, почти инопланетных) берется человек иной культуры, зачастую случается какой-то сбой в программе, и результатом становится почти не перевариваемый продукт. Чтобы работать с понятиями, отвечающими за культурную идентификацию восточных этносов, нужен поистине большой талант. И режиссер Джим Джармуш с поставленной задачей справился блестяще.

Действие фильма "Пес-призрак. Путь самурая" (1999 год) происходит не в средневековой Японии, а в современных Штатах. На крыше одного из зданий живет молчаливый черный человек. Он разводит почтовых голубей, читает самурайский кодекс чести "Хагакуре бусидо" и оттачивает мастерство владения мечом, ножом и пистолетом. Он наемный убийца, живущий по древним моральным нормам. Он служит человеку, который некогда спас его от нападения нацистов. Теперь жизнь Пса-призрака принадлежит этому итальянцу.

Итальянец, в свою очередь, входит в некий совершенно мультяшный мафиозный клан. Однажды он получает задание устранить одного из бойцов, решившего развлечься с дочерью босса. Пес-призрак делает свою работу. Но тут вступают в силу некие правила мафиозной семьи. Убийца сам становится мишенью.

В художественном мире "Пса-призрака" правит абсурд. Чего стоят сами персонажи. Босс итальянцев, фанатеющий от музыки экстремистской черной рэп-команды "Паблик Энеми". Главный друг Пса, который знает лишь французский язык, что совершенно не мешает ему общаться с англоязычным убийцей. Кореец, который строит на соседней крыше большую парусную лодку. Это фильм-галлюцинация. Фильм-загадка. Фильм, сумевший передать нечто совершенно неуловимое - сам дух японской культуры.

Шестиструнный самурай. Я не играю польки, дружок

И напоследок самая, пожалуй, странная самурайская сага. Итак. В конце 60-х годов прошлого века злые русские сбросили таки на Америку атомную бомбу. Вся инфраструктура разрушена. Промышленности нет. Городов нет. Зато есть дикие банды каннибалов-психопатов. Опасность на каждом шагу. И огромная выжженная пустыня. Последним оплотом культуры и здравого смысла остался Лост-Вегас (Потерянный Вегас по-нашему), где 30 лет правил… Элвис. Но вот король умер, и город-рай ждет нового претендента на пустующий престол.

"Шестиструнный самурай" (1998 год) - это эксцентричная комедия, со стильной непринужденностью сумевшая соединить в одной упаковке постядерный мир, пафос излюбленного куртуазного сюжета "рыцарь и смерть" и дикий рок-н-ролл 60-х.

По разрушенному миру в направлении Вегаса идут представители то ли клана, то ли отдельной профессии гитаристов-фехтовальщиков. Среди них два главных претендента - Шестиструнник (очень точная копия Бадди Холи) и Смерть (эдакий металлист в черном цилиндре). Самурайская сага. Четыре фильма в мужскую коллекцию. На этом пути им встречаются не менее безумные персонажи. Команда игроков в боулиг, а на самом деле наемных убийц. Остатки Красной Армии. Поклоняющиеся механическому глазу "ветрянщики". Маленький мальчик, говорящий только о технических характеристиках старых "плимутов".

И, конечно же, все это в обрамлении забавных пародий на культовые самурайские саги. Под звон мечей. Крутые фразы, вроде "я не играю польки, дружок" и "на колени перед новой эрой, эрой хеви-металл". И аккомпанемент залихватского роккабилли группы "Red Elvises", нашей, кстати, сибирской. Коктейль вышел убойный и разухабистый. И только когда досмотришь фильм до конца, начинаешь понимать, что не все в нем так просто. Что за ярким фасадом комедийного экшена спрятана глубокая и немного грустная история о невозможности победить главного врага - смерть, о том, что идеалы порой важнее жизни, и что ничто не умирает насовсем…

 

    

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0




 
 
 


TOP 4

лучшее | обсуждаемое
Рейтинг

Верни девушке первоначальный облик