Rambler's Top100
Поставить закладку
Карта сайта RSS Читать в Яндекс.Ленте Читать в Google Reader
  Войти       Регистрация      
18+
Мужской журнал Top4Man Екатеринбург
ГлавнаяАфишаРецензии киноVive le revolution! Четыре фильма в мужскую коллекцию

Vive le revolution! Четыре фильма в мужскую коллекцию


01.05.2009
0

Текст: Евгений ЛАНКИН 

Революция - самое мужское дело из возможных. Феминиствующие особы нам, конечно, могут напомнить об исторической роли Клары Цеткин и Розы Люксембург, но мы отвергнем эти инсинуации и гордо поднимемся во весь рост на баррикадах. Пускай и виртуальных. И, конечно же, мировой кинематограф не мог пройти мимо такой благодатной темы. Итак, четыре фильма о том, как потрясать основы.

Бойцовский клуб. Выбиваем по капле раба

Этот фильм, вышедший на экраны на стыке веков (1999 год), произвел настоящий фурор. Именно тогда в нашей стране проснулся бешеный интерес к творчеству Чака Поланика, по одноименной повести которого и снята эта картина. Впрочем, когда, к примеру, я прочитал книгу, мне показалось, что режиссеру Девиду Финчеру удалось превзойти литературный оригинал, наполнить его новым смыслом и мощной энергетикой противления, что, согласитесь, случается далеко не с каждой экранизацией. Но, по порядку…

В большом американском городе живет менеджер среднего звена. Покупает вещи по каталогам, горбатится на босса в крупной корпорации и страдает бессонницей. В общем, типичный продукт современной цивилизации. В поисках спасения от серости мира он мотается на курсы для людей с неизлечимыми заболеваниями, пытаясь найти хоть проблеск смысла в повседневном существовании. Vive le revolution! Четыре фильма в мужскую коллекцию. И его жизнь резко меняется, когда в одной из служебных командировок он встречает Тайлера Дердена. Этот субъект воплощает саму идею свободы. Живет в заброшенном доме, торгует мылом, сделанным из жира богатеев, и вообще не грузится.

Нашего герой, чье имя, кстати, так ни разу и не упомянуто ни в книге, ни в фильме, влечет к Тайлеру, как магнитом. Тут то все и начинается. Вначале парочка организует "Бойцовский клуб", где мужчины потерянного поколения, "не созданные ни для великой войны, ни для великой депрессии», заново обретают себя. Через боль, страх и агрессию учатся чувствовать вкус жизни. Потом все это перерастает в революционный проект "Разгром", в ходе которого "клубни" решают уничтожить все электронные базы данных. Тут герой хочет дать задний ход, считая, что сей замес для него крутоват. Но главная проблема в том, что оказывается никакого Дердена на самом деле нет - он всего лишь второе "я" персонажа. Его мечта об абсолютной свободе.

Фильм заводит своим накалом. В нем есть масса полезной для революционера информации: как варить динамит из мыла, как искать лазейки в железобетонном заборе Системы. Но главное - красной нитью в «Бойцовском клубе» проходит мысль: революция начинается внутри каждого человека. С его воли и сознания.

Матрица. Не дай себя поиметь

Не менее культовая трилогия братьев Вачовски уводит нас в "светлое будущее" классического кибер-панка. Мир погружен во тьму. Роботизация достигла своего предела, и машины больше не хотят делить планету с человечеством на равных. Люди для фашиствующих киборгов даже не винтики, они - батарейки. А для того, чтобы получать электроэнергию из человеческих эмоций, создана виртуальная реальность - Матрица. Люди думают, что живут в конце XX века в обычных городах и странах, но не тут-то было. На самом деле они вкалывают в поте лица на большой электростанции.

И, конечно же, в этом "прекрасном далеком" есть свой очаг сопротивления. Последний город свободных людей, затерянный где-то в подземных коммуникациях. Там революционно настроенные homo лелеют мечту набраться сил и наконец всыпать зарвавшимся железякам по металлическим задницам. Для этого они наведываются в Матрицу, где разыскивают сомневающихся - хакеров, колдунов и буддистов, - дабы записать их в свои сплоченные ряды. И однажды обнаруживают нашего главного героя, которому суждено стать новым мессией и повести людей в последний и решительный бой. Описывать все перипетии насыщенного стрельбой, погонями, мордобоем и философскими отступлениями сюжета не имеет смысла - лучше посмотреть.

В свое время трилогия, где основным мотивом было утверждение, что все вокруг иллюзия, породила целую волну подростковых психозов, некоторые из них закончились кровавыми бойнями с применением огнестрельного оружия. Но не считая отдельных перегибов на местах, "Матрица" - истинно революционное кино, ведь оно знакомит зрителей с основным правилом борца за свободу: не верь всему, что тебе говорят, на самом деле все по-другому.

V - значит вендетта. Помню не зря пятый день ноября…

Для нас, конечно, пятое ноября всего лишь один из дней календаря. Совсем другое дело - для жителей туманного Альбиона. Именно в эту осеннюю ночь группа революционно настроенных католиков во главе с Гаем Фоксом попыталась совершить госпереворот, взорвав парламент во время визита короля. Однако в результате предательства заговор сорвался, организаторы и участники были казнены. Дата же в календаре прижилась.

Но это лишь прелюдия. Действие фильма (режиссеры - те же братья Вачовски), основанного на одноименной графической новелле Алана Мура, разворачивается в Англии ближайшего будущего. После вирусной атаки человечество разрозненно и английский народ сплотился вокруг тоталитарного режима, у которого как нельзя кстати оказалась вакцина против заразы. В общем, обыкновенный фашизм в действии. Vive le revolution! Четыре фильма в мужскую коллекцию. Но не все спокойно в бывшем королевстве. Террорист-одиночка, результат правительственного эксперимента, облаченный в черный плащ и маску Гая Фокса, ведет свою войну.

И война эта происходит не только посредством взрывов и резни. С помощью прямых обращений к нации герой пытается достучаться до разума и сердца каждого человека. На этом фоне разворачивается судьба простой английской девушки, которую террорист спасает от приставаний разнузданных местных гестаповцев. В результате он проводит ее сквозь лед и пламя, помогая понять, что свобода для человека важнее всего. В финале погибший в схватке с клевретами режима герой въезжает в здание парламента на начиненном взрывчаткой поезде, ставшем ему смертным одром. Взрыв. Фейерверк. Свобода торжествует.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе. Отвал башки

Может кто-то и скажет, что сей фильм (режиссер Терри Гиллиам) попал сюда явно по ошибке. Но я считаю, что он имеет самое непосредственное отношение к революции. И отнюдь не только к психоделической. Дело в том, что картина эта снята по автобиографическому произведению известного деятеля американской контр-культуры и одного из самых правдивых журналистов мира Хантера С. Томпсона. Те, кто думает, что фильм о "торчках" и их галлюцинациях, пускай обратятся к другому творчеству автора, в частности, к публицистическим сборникам "Царство страха" и "Поколение свиней". И тогда картина станет ясна.

"Страх и ненависть" - не рассказ о двух отморозках, путешествующих в Вегас "с башкой, полной кислоты". Нет. Фильм о том, как целое поколение пытается найти себя в постреволюционном периоде, который как всегда обернулся жестокой реакцией. 60-е позади. И повзрослевшие герои андеграунда осознали, что в анархистском угаре было потеряно что-то важное. Они отправляются в большое путешествие в поисках американской мечты. Но дорога эта лежит не только в пространстве. Она в сердцах и умах целого поколения.

Безусловно талантливая игра главных актеров - Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо, лично знакомых со своими прототипами, - делает фильм по-настоящему реалистичным. Эмоции хлещут через край. Нашли ли герои в ходе своих психоделических изысканий американскую мечту? Это пусть решает для себя каждый зритель. Но фильм заставляет задуматься о главном: залог свободы - в нашем сердце, и чтобы человек ни делал со своим мозгом, как бы ни бросала его судьба, только этот идеал и позволяют ему остаться ЧЕЛОВЕКОМ.

 

 

 

 

 

  

 

х
HTML-код для вставки
BBcode для вставки


0




 
 
 


TOP 4

лучшее | обсуждаемое
Рейтинг

Верни девушке первоначальный облик