3D
 
КИНОАФИША


МНЕНИЯ


История 3D: как все начиналось

04.06.2010
0

Текст: Сергей ПАВЛОВ

3D - это всего лишь цифра и буква, однако на то, чтобы определить, что за этим понятием скрывается, букв придется потратить гораздо больше. Одно из определений трехмерной графики - раздел компьютерной графики, охватывающий алгоритмы и программное обеспечение для оперирования объектами в трехмерном пространстве, а также результат работы таких программ. Звучит запутанно, но с трехмерной графикой связано такое количество областей научной и творческой деятельности, что свое определение 3D есть практически у каждого специалиста. Словом, понятие 3D - безгранично так же, как и его возможности.

Никто не задумывался над определениями, когда работы над созданием трехмерных моделей и электронного трехмерного пространства только начинались. Об этом и пойдет сегодня речь - о рождении технологий 3D.

Трехмерные очки

Трехмерные очки Ивана Сазерленда.

Трехмерная графика зародилась в "золотой век" кибернетики. Рождение компьютерной графики специалисты связывают с Иваном Сазерлендом - автором программы Sketchpad, позволявшей создавать примитивные трехмерные объекты. В 60-х годах прошлого столетия он открыл в университете штата Юта первую кафедру компьютерной графики. Если учесть, что компьютеры в те времена могли занимать целый спортзал, можно представить, насколько новаторским было это начинание.

Sketchpad в действии

Sketchpad в действии.

Среди студентов кафедры был Эд Катмулл, ныне технический директор корпорации Pixar. Кстати, Эд Катмул впервые смоделировал компьютерный объект - собственную руку.

Другим студентом Сазерленда был Джим Блинн. Много позже он создал первую компьютерную анимацию для NASA.

Спустя несколько лет, в 1969 году, Сазерленд и его партнер Эванс открыли первую компанию по производству компьютерной графики - Evans & Sutherland.

Свое применение компьютерная графика на первых порах находила в рекламе и на телевидении. Например, компания Mathematics Application Group, Inc (MAGI) создала первую в истории коммерческую компьютерную анимацию - вращающийся логотип IBM.

Принцип работы Ray Tracing

Принцип работы Ray Tracing.

Другая заслуга этой компании - разработка метода "трассировки лучей" ("ray-tracing"), который позволяет хорошо просчитывать отражения, тени, блики, геометрические объекты и т.д.

Отметим также систему моделирования, разработанную компанией MAGI. Система моделирования являлась процедурной - модели создавались путем комбинирования 25 геометрических фигур, имевшихся в библиотеке программы. Из простейших фигур, вроде пирамиды, сферы и цилиндра создавались более сложные, которые впоследствии становились основой для конечной 3D-модели.

Программа Synthavision разрабатывалась в течение пяти лет и была использована при создании знаменитого киношедевра "Трон" (1982).

Результат работы программы Synthavision

Результат работы программы Synthavision.

Еще одна компания, которая отличилась в 60-е достижениями в области компьютерной графики, - Triple-I. Она была основана в 1962 году и специализировалась на производстве оборудования для сканирования видеоматериала. Но в 1975 году здесь появилось отделение компьютерной графики и анимации. Triple-I задействовала в качестве простейших единиц треугольники и квадраты. Такой метод моделирования получил название "полигонального".

Продолжение рассказа о развитии технологии 3D читайте в этой рубрике на следующей неделе.



0
Рейтинг: 3.76
1 2 3 4 5


Вход х
Логин
Пароль
Регистрация Напомнить пароль
Регистрация х
 

Обязательные поля

Логин (мин. 3 символа) :
Пароль (мин. 6 символов) :
Подтверждение пароля :
Адрес e-mail :
Имя:
Фамилия:
CAPTCHA
Защита от автоматической регистрации
Введите слово на картинке: